Золотое кольцо России — Проект авторского тура

Проект авторского тура по Золотому Кольцу

Страна:  Россия
Название тура: Золотое кольцо России
Тип тура:  Авторский (проект)
Группа:  11-13 чел.
Маршрут:  Ярославль — Ростов Великий — Переславль Залесский — Сергиев Посад — Мураново — Хотьково — Абрамцево — Павловский Посад — Гжель — Жостово — Федоскино  — Москва
Даты:  19-26 июня
Продолжительность тура:  8 дней

Мы отправляемся в тур в Ярославль и другие города из Санкт-Петербурга, но вы можете присоединиться к туру из любой точки земного шара — мы всё устроим.

Гжель, Жостово и купола древнерусских монастырей

Приглашаем вас на Золотое Кольцо! Мы проедем дорогами традиционных художественных промыслов из Ярославля в Москву. Матрешка, павловопосадский платок, жостовский поднос, гжельский фарфор, федоскинская лаковая миниатюра – все это уже давно является символами России, любимыми туристическими сувенирами и, что самое главное, удивительными произведениями искусства.

Мы не только полюбуемся на древние золотые купола небольших городов России, но и посетим уникальные фабрики и музеи, и поучаствуем в художественных мастер-классах.  Приглашаем в особенное путешествие!

Самые интересные моменты тура

  • Ростовская финифть
  • Музей матрешки
  • Мураново
  • Арт-салон художников Хотьково
  • Абрамцево
  • Федоскино: лаковая миниатюра на папье-маше
  • Жостовские подносы — яркие цветы на черном фоне
  • Павловский Посад — Музей истории русского платка и шали
  • Гжельский фарфор — «Синь России»

Это авторский тур, а значит

  • Уникальная программа тура, разработанная нашими менеджерами
  • Необычный маршрут
  • Неизвестные места и факты о них
  • Маленькая группа
  • Сопровождающий от нашей компании
  • Все самое лучшее: отели, транспорт, питание
  • Полная беззаботность и комфорт: все заботы мы все берем на себя
  • Любые ваши пожелания будут учтены
  • Перед поездкой — подробный путеводитель по туру, а после — большой фотоальбом

ПРОГРАММА ТУРА

artrussia_750х400_yaroslavl_2021_g_3

Территория Спасо-Преображенского монастыря

1 ДЕНЬ.  19.06.

19 июня — выезд на поезде из Санкт-Петербурга в Ярославль. Ночь в поезде.

2 ДЕНЬ.  20.06.  Ярославль

Прибытие в Ярославль  20 июня в 8 утра.  Встреча на вокзале, посадка в автобус,  завтрак.

Обзорная экскурсия по Ярославлю. Вы увидите храм, который изображен на тысячерублевой купюре, первый Русский театр, Парк 1000-летия Ярославля  и историческую часть города, Стрелку и Успенский Собор.

Ярославль —  старейший город в России. Он расположен на великой Волге и включен в культовый маршрут «Золотое кольцо России». В городе множество средневековых храмов и монастырей, включенных в список ЮНЕСКО.  Ярославль в летописях впервые упоминается в 1071 году. Город носит имя князя Ярослава Мудрого, который основал здесь — на месте селения Медвежий Угол при слиянии речки Которосли с рекой Волгой — первый деревянный город. Это было в 1010 году. С 1218 г. город являлся столицей княжества. В 1463 году Ярославль был присоединен к княжеству Московскому. В 1612 г. в Ярославле находилось ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 18 веке Ярославль являлся крупным торговым и ремесленным центром, важным центром мануфактурной промышленности. Здесь велось каменное строительство, были свои школы каменного зодчества, расцветали настенные росписи и ремесла (ярославские колокола). От фортификационных сооружений древних времен сохранились две проездные башни — Знаменская (Васильевская) и Волжская (Арсенальная).

Обед.

Ярославский музей-заповедник.  Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник находится на территории бывшего Спасского монастыря.

Древний Спасо-Преображенский монастырь  — старейшая каменная постройка в Ярославле. Основан он был в 1186 г.  В 1516 г. был освящен каменный Спасо-Преображенский собор. Его фрески 1563—1564 годов — древнейший памятник стенописи в городе. В 1609 г. эти стены выстояли под напором польских интервентов, и отсюда вышло легендарное войско Минина и Пожарского. Здесь в 1790-х годах известный собиратель русских древностей А. И.Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве».   В 2005 году исторический центр Ярославля с архитектурным ансамблем Спасо-Преображенского монастыря XVI- XIX вв. и церквями XVII в. включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей зарубежного искусства: «Ароматная экскурсия» в доме купчихи Сорокиной. Вас ждет интерактивная экскурсия по выставке зарубежных художников (в музее представлено искусство Нидерландов, Италии, Франции, Германии и стран Востока), по окончанию которой Вам будет предложен мастер-класс по созданию ароматного саше. 

Гости на произведениях художников увидят чудесные цветы и растения, будуар французской дамы XVIII столетия и редкие предметы восточного интерьера. Но! Вы не просто будете смотреть картины! Вы будете отгадывать ароматы! Вы спросите как это? В каждом зале музея Вы будете получать блоттер с определенным ароматом. Вам нужно будет определить аромат и к какой картине он относится.

Свободное время. Размещение в гостинице.

Вид на Ярославль со Звонницы

3 ДЕНЬ.   21.06.  Губернаторский дом, Митрополичьи палаты

Завтрак.

Ярославский художественный музей (Губернаторский дом, Митрополичьи палаты). 

Ярославский художественный музей – крупнейший музей искусств в российской провинции, был образован в 1919 году.  В состав Музея входят: Губернаторский дом и ландшафтный сад (экспозиция быта и картин русских художников XVIII-XIX в.), Митрополичьи палаты (экспозиция уникальных икон XIII — XVII вв.), музей зарубежного искусства. 

Губернаторский дом с интерактивной театрализованной программой «В гостях у губернатора».

С начала XIX столетия Губернаторский дом стал центром светской жизни города. Здесь побывали все российские императоры. Образованностью и манерами обитателей дворца был восхищен французский гость маркиз де Кюстин, который в своих воспоминаниях представил усадьбу ярославского губернатора как оазис культуры и образованности.
Сегодня музей продолжает традиции гостеприимства губернаторского дома. Каждый турист может почувствовать себя в роли важного гостя, став участником приема.

Гостей встретит дочь губернатора (экскурсовод). Она покажет дом и расскажет о традициях европейского светского салона, заведенных в губернаторском доме в XIX веке. Гости побывают в парадном кабинете губернатора (интерьер восстановлен) и познакомятся с анфиладой приемных комнат, где уютно расположилось собрание шедевров русской живописи. Также гостям расскажут о языке веера и символике цветов, которые использовались на светских балах XIX века.

Митрополичьи палаты с обзорной экскурсией по экспозиции, на которой представлено собрание икон XIII – XVIII веков.

Обед.

Мастер-класс по росписи ярославского изразца («Коровницкая слобода»). Вы узнаете историю ярославских изразцов, их значение в прикладном творчестве, церковном зодчестве, технологию производства, символику изображений.

Исследователи русского искусства всегда выделяли город Ярославль, как особое место на изразцовой карте страны.  Уникальный образ ярославских храмов XVII века во многом определен использованием этих ярких керамических изразцов. Век расцвета ярославской архитектуры совпал с веком расцвета русского изразца. А в XX веке Ярославль стал известен как центр реставрации керамического декора: мастера восстанавливали изразцы для всей страны.

При наличии свободного времени — посещение Музея имени Орлова. Это частный музей, он открыт в 2018 году и находится в отреставрированном особняке на Волжской набережной, недалеко от музейного Губернаторского дома. Здесь экспонируется уникальный художественный фарфор из собрания Вадима Юрьевича Орлова, который бережно собирал многие годы предметы русской старины

Коллекция музея насчитывает 4,5 тысячи экспонатов, которые более 25 лет собирал Вадим Орлов. Основное внимание собирателя всегда было сосредоточено на изделиях русских частных заводов. Как результат — изделия фабрики Гарднера, отражающие все периоды ее существования, впечатляющая подборка так называемого «фаянсового лубка» фабрики М. С. Кузнецова в Твери, изысканная пластика заводов Попова и Миклашевского. Выставка представляет живую и довольно полную картину развития производства фарфора и фаянса в России. Второй по численности раздел коллекции В.Ю. составляет русское и европейское художественное и бытовое серебро. Третья часть экспозиции — произведения чугунного художественного литья уральских заводов.

Свободное время на прогулку и ужин в Ярославле. Возвращение в отель.

artrussia_750х400_yaroslavl_2021_g_7

Художественный фарфор в музее Орлова в Ярославле

4 ДЕНЬ.   22.06.  Ростов Великий  Переславль Залесский  Сергиев Посад

Завтрак. Переезд в Ростов Великий.

Экскурсия по территории Ростовского Кремля, во время которой гости побывают на Соборной площади, Архиерейском дворе и  Митрополичьем саду, посетят древнейший Успенский собор города Ростова, побывают в лавке чернолощеной керамики и узнают об этом древнем возрожденном в Ростове керамическом промысле.

Переходы по стенам Ростовского Кремля с видом на озеро Неро (интерьеры храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях), Белая палата («Музей церковных древностей» — один из первых провинциальных музеев Российской Империи, открытый в 1883 г.), сени Белой палаты.

Ростов – один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. С X в.  Ростов являлся одним из центров Ростово-Суздальской земли. Кроме всего прочего,  Ростов Великий – столица российской финифти.

Ростовский кремль был построен при митрополите Ионе Сысоевиче, примерно в 1670—1683 годах. Резиденция митрополита была построена в виде кремля, хотя к тому времени эпоха строительства кремлей уже прошла. Главной доминантой ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города, построен в 1508-1512 гг. Надвратная церковь Воскресения, построенная в 1670 г., имеет очень красивую стенопись. В 1860-е годы воскресенская стенопись была подновлена, а в 1950-е годы отреставрирована. Здесь, в Кремле, можно пройти по галерее, в которой снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и оказаться в Церкви Иоанна Богослова — с небывалой красоты фресками на стенах.

artrussia_750х400_rostov-great_23

Фрески ростовского кремля

Посещение Музея финифти на территории Кремля. Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII в. в городе Ростов. Экспозиция состоит из 3000 экспонатов. Эмали покрывают различные изделия: иконы, ювелирные украшения, сувениры.

Финифть — украшение эмалью — ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. Искусство финифти изобрели на Востоке, причем случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Финифть не меняла цвет с годами, единственным ее недостатком была хрупкость. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Русская финифть как направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого. Ростов издавна славился своими иконописцами, мастерские эмальеров появились в 1760-е гг., первая — при Архиерейском доме. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и хорошо продавались в лавках. Ростов снабжал образками с финифтью монастыри по всей стране. Также появилась посуда с финифтью, браслеты с эмалями, декорированные часы, трубки и табакерки, даже портреты на заказ.

Сегодня в Ростове существует несколько творческих объединений и фабрика. Ростовская финифть  — это работа двух мастеров: художника и ювелира. Выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы. Мастера, как и прежде, вручную расписывают свои изделия. Часто изделия обрамляют кружевной рамкой из филиграни — сканью из золота, серебра и меди, а также дополняют мельчайшими шариками — они называются зернь. 

Обед. Переезд в Переславль-Залесский. Обзорная экскурсия по городу.  

Переславль-Залесский основан в  1152 году Ростово-Суздальским  князем Юрием Долгоруким на берегу древнейшего Плещеева озера.  В 1220 в Переславле родился князь Александр  Невский. От древнего города до наших дней сохранилась Красная площадь — сердце древнего Переславля. Именно здесь Юрий Долгорукий в 1152 году заложил «…церковь камену Святого Спаса…» — белокаменный Спасо-Преображенский собор, предназначенный для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости, это жемчужина Владимирско-Суздальского зодчества. Сохранились и каменная шатровая церковь Петра Митрополита (XVI в.), и Никитский монастырь, заложенный еще в 1010 г. и позднее превращенный Иваном Грозным в неприступную крепость. Свято-Никольский женский монастырь города был основан в 1348 г. Основателем его был Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского.  

Переезд в Сергиев Посад. Размещение в гостинице.

artrussia_750х400_rostov-great_5

Историческая Ростовская финифть

 

5 ДЕНЬ.   23.06.  Сергиев Посад — Мураново — Сергиев Посад

Завтрак. Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской монастырь России. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.

Именно здесь в 1380 году Дмитрий Донской получил благословение великого святого на Куликовскую битву. В 1408 году монастырь был сожжен татарами под предводительством Едигея, предпринявшего поход на Москву. Вскоре обитель была восстановлена, а в 1422 году был сооружен белокаменный Троицкий собор. Примерно в это время вокруг монастыря начали складываться так называемые Служние слободы и возникали села, которые позже были включены в единый посад. В 1608-1610 годах монастырь и окрестности находились в осаде польско-литовских интервентов. В 1689 году именно здесь, во время конфликта с царевной Софьей, нашел убежище царь Петр. В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил статус Лавры.  В 1782 Екатерина II подписала указ об учреждении из сёл и слобод около Троице-Сергиевой лавры собственно Сергиевского посада. 

В 1919 году Сергиевский посад стал городом Сергиевым, в 1930 году — Загорском, а в 1991 стал называться Сергиевым Посадом.  

Ансамбль Лавры включает в себя более 50 строений. Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (1686—1692 гг.), которая почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку.  Древнейшее из сохранившихся зданий лавры — Троицкий собор. Он был воздвигнут в 1422-1423 гг. Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря Сергию Радонежскому.  Андрей Рублев принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре и здесь же создал свой шедевр — «Троицу». 

artrussia_750х400_lavra_5

Далее по маршруту — Музей матрешки в Сергиевом Посаде (Сергиево-Посадский музей).  Экскурсия знакомит с историей появления русской матрешки и этапами ее развития, рассказывает о характерных орнаментально-декоративных особенностях кукол-матрешек традиционных центров (Московского, Нижегородского, Вятского регионов), представляет современную «авторскую» матрешку.

Сергиево-Посадский музей может похвастаться огромным собранием матрёшек в большом многообразии форм, размеров и расцветок. Кажется, что матрешка глубоко архаична, но на самом деле ее возраст сравнительно невелик. История матрешки началась в конце XIX века в Москве — она появилась в мастерской при магазине «Детское воспитание» книжного издателя Анатолия Мамонтова (брата знаменитого Саввы), накануне знаменитой Всемирной выставки в Париже 1900 года. «Детское воспитание» изначально являлся книжным магазином, художественную столярную мастерскую детской игрушки организовала при нём супруга Мамонтова, Мария Александровна. Эта мастерская сотрудничала с мастерскими в Абрамцево. Создателями первой 8-местной матрёшки стали работники игрушечной мастерской: токарь Василий Звёздочкин из Подольского уезда и художник Сергей Малютин.

В Париже деревянная Матрешка из восьми фигурок получила высокое признание как образец «национального искусства», Мамонтовы получили бронзовую медаль. Все фигурки отличались друг от друга: первая круглолицая девочка в сарафане с передником держала под мышкой черного петуха, затем в коллекции следовал мальчик, потом опять девочка, а восьмым был младенец в пеленках.

В 1904 году подмосковная игрушечная мастерская Сергиевского посада купила часть ассортимента мастерской «Детское воспитание», и матрешка стала эталоном для дальнейшего творчества. Появилось множество матрёшек, различавшихся по форме, содержанию и росписи. Кроме матрёшек-крестьянок здесь были образы древнерусских бояр, былинных и сказочных героев, исторических и литературных персонажей. Производство также в Подольском районе Подмосковья, в нижегородских Семёнове и Городце, в селе Полховский Майдан и в Вятском крае. Сергиевопосадские матрёшки отличаются пропорциями ширины к высоте 1:2, контрастными цветами – красный, жёлтый, синий и зелёный, условными растительными мотивами, выполненными живым мазком. Для создания матрешки используют мягкие породы дерева – липа, ольха, береза. Начинают мастера работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку большего размера. Расписывают матрешек вручную.

artrussia_750х400_lavra_13

Обед. Отправление в Усадьбу Мураново на экскурсию.

Мураново — музей-усадьба поэтов Ф. И. Тютчева и Е. А. Баратынского в деревне Мураново Пушкинского района Московской области, уникальный памятник русской дворянской культуры, «Дом поэтов».  Усадьба досталась во владение потомкам Тютчева, которые, живя там с 1870-х гг., собрали мемориальные экспонаты. Родственники поэта свозили в Мураново  его личные вещи и разные семейные реликвии из разных мест — из Петербурга, Москвы и Овстуга (родового имения Тютчевых в Орловской губернии), рукописи и ценные вещи. Сам поэт Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. Музей в усадьбе был открыт в 1920 году, при советской власти; его возглавил родной внук поэта.

С 1816 года имение принадлежало родственно связанным семействам Энгельгардтов, Баратынских, Путятов и Тютчевых. Главный дом усадьбы построен поэтом Е. А. Баратынским в 1842 году. В гостеприимное имение приезжали на отдых Аксаковы, Гоголь, Одоевский.  Здесь у Энгельгардта и Баратынского не раз гостил Денис Давыдов, а по преданию — и сам Пушкин.  В залах усадьбы – картины кисти Кипренского, Рокотова, Саврасова, Тропинина, Айвазовского. 

Возвращение в Сергиев Посад. Отдых.

artrussia_750х400_muranovo_8

6 ДЕНЬ.   24.06.  Хотьково  — Абрамцево

Завтрак. Переезд в Хотьково.

Город Хотьково находится в Сергиево-Посадском районе, на реке Паже. В 1308 г. в этих краях, вблизи села Радонеж, был основан Покровский Хотьков монастырь. Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского; их мощи, покоящиеся в Покровском соборе — главная местная святыня. Золотошвейная мастерская монастыря прославилась в 19 в. мастерицами золотого, жемчужного и лицевого шитья — здесь шили ризы и другие церковные одежды, в том числе и по заказам из Троице-Сергиевой лавры.

В Хотькове исторически сложились многочисленные и уникальные промыслы: абрамцево-кудринская резьба, художественная мебель, детские мягкие игрушки, традиционные лоскутные мячики, керамика и роспись по дереву. В XIX в. промышленным центром Хотьковской округи было село Горбуново со знаменитым фарфоровым заводом Попова. В 1872 году фарфоровое производство заменили на ткацкое — здесь образовалась крупнейшая в районе Горбуновская ткацкая фабрика.

Близ города расположена музей-усадьба Абрамцево. Имение Абрамцево наряду с имением Ахтырка оказали значительное влияние на развитие Хотькова. В XVIII веке у дворянства вошло в моду обзаводиться подмосковными поместьями. Так появилось на пустоши имение князя Трубецкого — Ахтырка, около села Жучки — имение Майковых, «дворянское гнездо» Абрамцево, превратившееся в XIX веке в один из ярких очагов культуры и художественной жизни тогдашней России.

Посещение Арт-салона художников Хотьково.  Возможность приобрести произведения и сувениры, среди которых керамика, живопись, авторские куклы, резные изделия.

artrussia_750х400_abramtsevo_20

Переезд в Абрамцево. Посещение музея-заповедника. Экскурсия по Главному дому Абрамцево, в котором сохранилась живая теплая, уютная атмосфера гостеприимного творческого дома.

В 1843 г. усадьбу Абрамцево приобрел литератор С.Т. Аксаков, здесь он создал свои знаменитые произведения «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек». При Аксакове усадьбу посещали Гоголь, Тургенев, Щепкин и другие. 

С 1870 по 1918 гг. Абрамцево принадлежало Мамонтовым. Владелец усадьбы Савва Иванович Мамонтов — сын И.Ф. Мамонтова, построившего в 1862 г. железную дорогу от Москвы к Троице. Его супруга Елизавета Григорьевна Мамонтова внесла огромный вклад в развитие народного искусства и образования в России, создала для жителей школу, мастерские, аптеку, больницу, библиотеку. Промышленник и меценат Савва Мамонтов находился в близких отношениях с известными художниками и актерами последней трети XIX в. В Абрамцеве жили и работали Репин, Поленов, Васнецовы, Серов, Нестеров, Суриков, Врубель, Антокольский, сюда приезжал Шаляпин. В Хотькове и Абрамцеве Репин писал свои картины «Не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии».  Творческое содружество получило название «Абрамцевский художественный кружок».

Центральное место в Абрамцеве занимает усадебный дом XVIII века, образец русского деревянного классицизма.  В собрании музея-заповедника хранится живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.

В столовой мамонтовского дома двадцатилетний Серов напишет знаменитую «Девочку с персиками»: в качестве натурщицы он пригласил дочь Мамонтову, Веру. Вы сможете увидеть многие предметы и мебель, на фоне которых и был написан шедевр. В этом удивительном доме стены украшают подлинники Серова, а печи и камины декорированы великолепными изразцами великого Врубеля.

Вы побываете в «Поленовской даче», построенной Мамонтовым специально для художника Поленова и его супруги, как подарок к свадьбе. Здесь находилась мастерская Поленова, а также проводились знаменитые абрамцевские домашние спектакли. Вы посетите мастерскую и баню-теремок, построенные в неорусском стиле и богато украшенных искусной деревянной резьбой. В мастерской развернута яркая экспозиция знаменитых керамических работ Врубеля – «Снегурочка», «Египтянка».  Жемчужина Абрамцева – изумительная церковь Спаса Нерукотворного, построенная по проекту Васнецова.

Переезд в гостиницу в Московской области. Размещение, отдых.

russia_750х400-moscow-abramcevo01

7 ДЕНЬ.   25.06.  Павловский Посад (платки) — Гжель (фарфор)

Завтрак. Отправление в Павловский ПосадМузей истории русского платка и шали.

Павловский Посад, когда-то вотчина князя Дмитрия Донского, расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы. Собственно город был учреждён в 1844 году из нескольких сёл, в т.ч. Павлово (оно же Вохна), которое и дало название городу. Павловский Посад известен текстильной промышленностью, прежде всего производством знаменитых во всём мире павлово-посадских платков и шалей. Историческая достопримечательность города — Покровско-Васильевский монастырь, основатель которого — богач и фабрикант Яков Лабзин возглавлял платочную мануфактуру города. Интересная, но уже современная достопримечательность — это дом-музей советского актера Вячеслава Тихонова — он родился в Павловском Посаде.

Платочная мануфактура, которую сейчас знают во всем мире, началась с небольшой фабрики, открытой в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шерстяные платки с красочным набивным рисунком стали производиться с середины XIX века. Настолько хороши были удивительные цветочные узоры, что пришлись по вкусу даже членам императорской фамилии. Местный торговый дом принялся торговать не только по всей России, но и зарубеж.
С 1870-х предпочтение отдавалось садовым цветам — розам и георгинам, добавлялся орнамент и стилизованные растительные элементы. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

Фоны для платков были традиционно черным, бордовым и льняным, уже в более позднее время появились розовый, зеленый и голубой. Любопытно, что художники, авторы каждого платка, дают ему свое название. Рисунок на ткань наносился вручную — с помощью деревянных набойных досок, под каждую краску была своя доска. Так получались платки с тончайшими многокрасочными яркими рисунками.  И поныне с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. На всей продукции Павловопосадской фабрики ставится клеймо — это небольшая роза в ромбе.

«Музей истории русского платка и шали» был создан на основе коллекции Владимира Федоровича Шишенина — в ней огромное количество старинных платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта ХVIII-ХХ в.в. Среди экспонатов — уникальные платки золотого шитья, нижегородские косынки, шерстяные набивные и тканые платки и шали различных известных мануфактур Москвы и центральных губерний России. В музее проводятся мастер-классы – в мастерской можно попробовать себя в качестве набойщика рисунка по ткани. С помощью красок и деревянных набивных досок создается на память сувенирный платок или салфетка со своей неповторимой композицией и рисунком.

Во время экскурсии вы увидите коллекцию памятных платков, узнаете через сколько поколений дошли до нас великолепные платки золотного шитья, кто и как их носил. За каждым из них история — история края, откуда этот платок родом, история людей, которые его создали и носили… История большой страны причудливо переплелась в его узорах!

artrussia_750х400_pavlov-posad_4

Переезд в Гжель. Экскурсия на Гжельский фарфоровый завод.

Гжелью называется обширный район из 27 деревень, объединённых в «гжельский куст». Расположен он в Раменском районе Московской области. Издавна Гжель славилась своими глинами: еще со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из этой глины «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. И именно здесь родилось целое направление в росписи фарфора. Начало новой эпохе положила светлая серая глина, которую нашли здесь в 1800 году — так возникло производство полуфаянса. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куликов. Он лично научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово.

Сначала роспись была только цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. К концу XIX века в 16 деревнях Гжели было 88 производственных заведений, а сервизы «фасона заморского самоилутчей доброты» стал заказывать Императорский двор. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи. Её прозвали «Синь России».

Спустя два века технология производства гжельского фарфора почти не изменилась. Фарфор тут делают точно так же, расписывая кобальтом. Занятно, но окись этого металла сперва имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Фарфор гжели очень высокого качества. Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи с санками, Масленицей, Емелей.

Увидеть все своими глазами, приобрести красивую посуду и даже попробовать свои силы в росписи можно во время экскурсии на Гжельский фарфоровый завод. 

Возвращение в гостиницу, отдых.

artrussia_750х400_gzel_2

8 ДЕНЬ.  26.06.   Жостово (подносы) — Федоскино (лаковая миниатюра) 

Завтрак. Отправление в Жостово. Посещение Музея Подносов. Знакомство с Жостовским промыслом, экскурсия по единственному в мире музею «картин на металле». Эта экскурсия позволит Вам прикоснуться к истории промысла, начиная с момента его возникновения до сегодняшнего дня, узнать обо всех этапах производства и увидеть процесс росписи подноса.

Этот промысел зародился в Московской области в начале XIX века – в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). В то время наряду с табакерками и шкатулками в нескольких мастерских стали изготавливать круглые и овальные подносы, тоже весьма популярные в народе. Папье-маше заменили на более прочный материал — металлический сплав. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

Зарождение жостовского промысла связано с Лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, которая изготавливалась в Федоскино, которое распологается неподалёку. И благодаря этой связи характерной особенностью жостовского ремесла является живописная манера исполнения.  

Сегодня жостовские подносы — яркие цветы на черном фоне – это целый вид национального искусства, узнаваемый символ России, наряду с матрешкой и балалайкой. Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы. Рисунок на подносе полностью создан воображением автора. Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов при Жостовской фабрике. Вы сможете побывать и на Жостовской фабрике росписи, узнать многие секреты чудесного, неувядающего искусства. А магазин при фабрике – это еще один своеобразный музей и праздник для глаз и души, которым вы обязательно насладитесь!

artrussia_750х400_zostovo_2

Переезд в ФедоскиноОбед. Экскурсия на федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Здесь же открыт Московский областной музей народных художественных промыслов. Вы сможете во время экскурсии познакомиться с историей промысла, посетите производство и художественный цех, фирменный магазин, узнаете секреты мастеров Федоскино.

Село Федоскино находится неподалеку от Москвы, в Мытищинском районе, на берегах речки Учи. Здесь родилась знаменитая народная лаковая миниатюра — «волшебные» расписные шкатулки.  Федоскинская фабрика лаковой миниатюрной живописи создана в 1795 году купцом Петром Коробовым, в последствии фабрика перешла его зятю — купцу Лукутину. Лукутин помимо табакерок начал изготавливать шкатулки под письма, очечники, пенальчики для вееров, коробочки для чая. Лукутинское лаковое производство стало известным не только в России, но и за рубежом. 

Интересно, что купец Коробов начал с мастерской по изготовлению лаковых козырьков и киверов из папье-маше для русской армии (это было в 1780 году), а потом решил делать из папье-маше табакерки. Ему нравились немецкие расписные табакерки и так возникла идея росписи крышек. Он посетил немецкую фабрику в Брауншвейге, чтобы усовершенствовать технологии. При Лукутине на шкатулках появляются живописные композиции, созданные специально приглашенными художниками. Постепенно сложился самобытный и неповторимый стиль федоскинской лаковой миниатюры. После смерти последнего из рода Лукутиных фабрика была закрыта, однако известный меценат Савва Морозов в 1910 году выделил художникам-федоскинцам крупную денежную ссуду, и они смогли организовать артель.

Фабрика лаковой миниатюры и сейчас продолжает работу в селе Федоскино.  Федоскино является брендом с мировым именем. Настоящие шкатулки изготовленные на фабрике миниатюрной живописи — это произведение искусства, которые имеют обязательную маркировку в виде фирменного клейма, индивидуальный номер и подпись мастера. Здесь создаются шкатулки, миниатюры, панно, записные книжки, браслеты, броши, пасхальные яйца, портсигары, медальоны — все с миниатюрной живописью. Знаменитые федоскинские шкатулки не теряют своих свойств и сохраняются по 150 лет. Главный символ федоскинской лаковой миниатюры – русская конная тройка. 

Трансфер в Москву на Ленинградский вокзал, выезд в Санкт-Петербург.

artrussia_750х400_fedoskino_2

Золотое кольцо России — Проект авторского тура

Проект авторского тура по Золотому Кольцу

Менеджер:

Нина Власова

  • +7 (812) 309-35-00, доб. 103
  • +7 (499) 350-44-41
  • ninavls
  • Стоимость: по запросу
  • Даты поездки:  июнь
  • Продолжительность: 8 дней
  • Размер группы:  11-13 чел.
  • Размещение в 2х местном номере
  • Отели 3-4*
  • Питание- завтраки и обеды
  • Транспортное обслуживание
  • Экскурсионное обслуживание
  • Услуги гида
  • Мастер-классы в Ярославле

  1. Ж/д билеты
  2. Доплата за одноместное размещение
  3. Чаевые, напитки в ресторанах, личные расходы

Стоимость: по запросу

В стоимость входит

  • Размещение в 2х местном номере
  • Отели 3-4*
  • Питание- завтраки и обеды
  • Транспортное обслуживание
  • Экскурсионное обслуживание
  • Услуги гида
  • Мастер-классы в Ярославле

Дополнительно оплачивается

  1. Ж/д билеты
  2. Доплата за одноместное размещение
  3. Чаевые, напитки в ресторанах, личные расходы

Карта тура

Хотите в путешествие?

Заполните форму и получите консультацию менеджера бесплатно!

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами!