С 10 по 23 июля 2015 года состоялся наш авторский тур «Славное море — священный Байкал». Наш маршрут был таким: Улан-Уде — Иркутск — озеро Байкал. Ниже — небольшой рассказ о том, как мы путешествовали по Бурятии и Байкалу.

(с) Елена Слиозберг, 2015

baikal_1171x355_82

10-11 июля, Петербург — Москва — Улан Удэ

10 июля в холодную питерскую пятницу первая группа в составе 16 человек вылетела из аэропорта Пулково в Москву, а затем через 5 часов ожидания —   в Улан Удэ, столицу Бурятской республики. Странное ощущение владело многими из нас: перелет был такой длинный, почти 6 часов, а мы были все ещё в России. Именно так и познается масштабы страны, которая так широка.

В Улан Удэ мы прилетели в 7 утра и сразу же отправились на отдых в отель «Байкал Плаза», который располагался прямо на центральной площади города. Из окон можно было увидеть самый знаменитый памятник города — голову Ленина. Эта гостиница является официальной резиденцией президента, так что там стараются держать марку.  Гигантское изображение головы вождя Октябрьской революции было навязано городу после выставки ЭКСПО в канадском Монреале.

Всех приятно удивил вкусный завтрак. Чуть позднее остальных в гостиницу подъехали еще два участника программы и уже в 12 часов  наша группа целиком, 18 человек, встретились с гидом Чинзгизом.

baikal-2015--1-blog3    baikal-2015--1-blog4

Для начала мы поехали в Этнографический музей народов Забайкалья. Там находятся вывезенные из разных селений старинные дома. Раньше они стояли в разных удаленных от города местах, принадлежали определенным семьям, а теперь музейные экспонаты.

baikal-2015--1-blog5    baikal-2015--1-blog6

baikal-2015--1-blog8    baikal-2015--1-blog9

Красивые резные наличники, низкие входные двери, небольшие оконца, печка, самовары на столах, покрытых скатертями ручной вязки и много всего такого родного, милого и уже забытого.

Особенно интересным показался дом врача Манского, с сохранившейся старой мебелью.

baikal-2015--1-blog1    baikal-2015--1-blog2

baikal-2015--1-blog10    baikal-2015--1-blog11

Обедали с аппетитом в деревянном ресторане. Сытые и довольные, под палящим солнцем, мы возвращались домой. После обеда мы проехали по городу, который выглядел неухоженным, с большим количеством старых деревянных домов. После отдыха мы погуляли по улице Ленина (в Улан Удэ не увлекаются переименованиями). Из этой улицы старательно делают местный Арбат. Еще мы успели увидеть главный фонтан на центральной площади. Играла классическая музыка, а струи воды были ярко подсвечены.

baikal-2015--1-blog7    baikal-2015--1-blog12

12 июля. Иволгинский  дацан — Тарбагатай

Это был один из главных дней нашего пребывания в Бурятии. В 9 часов утра мы отправились в главный храм российских буддистов — Иволгинский  дацан, который находится в 40 минутах езды от центра города. По дороге все не уставали удивляться бурятским деревням, в которых дома были окружены высокими заборами, не было видно ни кустов, ни деревьев. Все это объяснялось традициями народа, который еще совсем недавно, с исторической точки зрения, был кочевым и занимался лишь выращиванием скота.

baikal-2015--1-blog17    baikal-2015--1-blog21

В центре располагался дацан. Дома расположены улочками, между ними дорожки из досок. На домах надписи: «представительство буддистов Тувы » или «Астролог «, и т. п. Между домов ходят коровы и телята, бегают собачки. По-деловому, но медленно, ходят монахи: кто с дровами, кто с водой и очень много туристов. Мы обошли все строения  дацана по ходу солнца, как и положено в буддизме, зашли в главный храм.

Но, конечно, всем хотелось увидеть нетленное тело Даши-доржона Эйтигилова. Это оказалось не просто, но мы сказали, что мы буддисты из Петербурга. Получив разрешение, купив шарф- хадак, преодолев сопротивление паломников из далекой Монголии, мы наконец увидели сидящего в вечной нирване ламу, а он увидел душу каждого из нас.

Потом мы сходили к священному камню — это Зеленая Тара, к ней надо подойти с закрытыми глазами, чтобы сбылось желание.

baikal-2015--1-blog13    baikal-2015--1-blog18

После обеда в юрте, где многие впервые попробовали бузы (бурятские пельмени), мы поехали в село Тарбагатай. По дороге мы поднялись на стоянку Гесера  и восхитились потрясающим видом на долину реки Селенга.

baikal-2015--1-blog15    baikal-2015--1-blog20

Да, знакомимся здесь мы и с погодой. Она жаркая. Кусается местное солнышко серьезно. Температура 30 градусов в среднем. Трава высохла. Нет дождей. Земля растрескались. Но какие просторы, какие дали, какое высокое небо, сколько света!  Покой ландшафта усыпляет.

Куда мы попали? А попали мы туда, о чем пели в замечательных песнях. Воистину необъятные просторы. Воздух такой прозрачный и видно такие неоглядные дали под голубым солнечным небом — дух захватывает! Мы поднялись на сопку и отсюда смотрели вокруг с восторгом. Природа здесь сдержанно одарила людей своим однообразием. Только земля, покрытая уже высохшей к июлю травой. Ни кустиков, ни деревьев. Очень скромные низенькие цветочки пробиваются через высохшую траву. Степь, украшенная сопками и холмами, и через нее очень живописно извивалась автомагистраль. Надо всем разливался зной. Тишина.

baikal-2015--1-blog19    baikal-2015--1-blog14

Еще через полчаса мы уже въезжали в деревню Десятниково. Там мы познакомились с музеем старообрядцев, зашли в древлеправославную церковь Николая Чудотворца.

Русские деревни разительно отличались от бурятских. Дома смотрели окошками на улицу, за заборами росли кусты и деревья. Люди отличались редкостным дружелюбием. Нас встретили семейские женщины в национальных костюмах, провели в усадьбу и накормили настоящим семейским  обедом. Щи, поджарка сало, малосольные огурчики, томленая каша и, конечно, знаменитая самогонка, которая настраивается на пчелах и кедровых орехах.

baikal-2015--1-blog24    baikal-2015--1-blog25

baikal-2015--1-blog26    baikal-2015--1-blog27

baikal-2015--1-blog28    baikal-2015--1-blog29

Весь обед проходил с шутками и тостами неутомимой заводилы Надежды, а потом нам спели старинные песни и сыграли «свадьбу». Все были включены в незатейливую и очень добрую игру. Уезжать от семейских не хотелось, мы долго прощались и с песнями уехали из Тарбагатая в Улан Удэ.

baikal-2015--1-blog30    baikal-2015--1-blog31

13 июля. Ацагатский дацан

После вкусного и плотного завтрака в отеле, мы распрощались с Улан Удэ и уехали за 50 км. Этот день был целиком посвящен бурятской культуре.

Уединенно расположенный, не перегруженный современными строениями, Ацагатский дацан давал полное представление о буддийском храме. А диспут, который с блеском провел местный лама, на микрон приблизил нас к постижению буддизма.

baikal-2015--3-blog2    baikal-2015--3-blog5

Самые светлые воспоминания оставила необыкновенно улыбчивая гид в Доме-музее Агвана Дорджиева. Потом мы уехали обедать. Буузы и суп с домашней лапшой становились привычными.

baikal-2015--3-blog7    baikal-2015--3-blog9

Все с нетерпением и настороженностью ожидали ночевки в бурятских юртах. Мы приехали в комплекс «Ацагат — Степной кочевник». Нас и здесь очень дружелюбно встречали с приветственными шарфами и молоком. А затем мы заняли две шестиместные и две четырехместные юрты. Хозяйка старалась изо всех сил, правда отсутствие в этот день воды и света несколько смазывало впечатление, но зато (создавало аутентичную обстановку) давало ощущение полной достоверности.

baikal-2015--3-blog8    baikal-2015--3-blog3

baikal-2015--3-blog4    baikal-2015--3-blog1

Нас в очередной раз порадовали (попотчевали)  церемонией веселой свадьбы, только теперь уже бурятской. Потом мы начали играть свадьбу по- бурятски. Вела свадьбу наша замечательная экскурсовод -учительница. Было очень смешно, просто очень смешно. Роль жениха досталась туристу из Читы, невестой была одна из местных  женщин. Гости веселились от души. После веселой свадьбы пошли на ужин. Впервые пили бурятский чай с молоком, сахаром, солью, маслом. Сытно и вкусно.

Ночь нам предстояла в настоящей юрте.  Вдоль круглых стен — кровати с постельным бельем! Вдалеке — туалеты: по- городскому и по- деревенски. Замечательно. Умывальники с водопроводом и водой. В юрте под куполом — две дыры для воздухообмена. Дверь в юрте закрывается на защелку. Осмотрели весь палаточный лагерь с верблюдами, индюками и прочей живностью. Неугомонные постреляли ловко из лука.

baikal-2015--4-blog2    baikal-2015--4-blog1

14 июля. Улан Удэ — Иркутск

Позавтракав кашей и бутербродами, мы отправились на вокзал Улан Удэ, т. к. нам предстоял 8-часовой железнодорожный переезд в Иркутск. Во время поездки по вагону начали разносить копченого омуля и с этого момента запах рыбы сопровождал нас до финального дня путешествия.

В Иркутске нас уже ждали еще четверо прекрасных товарищей из нашей группы, которые успели немного посмотреть город и познакомиться с нашим очаровательным гидом — Дашенькой. Гостиница «Кортьярд Мариотт» на улице Чкалова превосходила все ожидания, нас встречали хлебом-солью, разместили в отличных номерах,  и мы снова почувствовали себя белыми людьми. Пока ехали на автобусе в ресторан, успели увидеть и старенькие, вросшие в землю деревянные дома, и новостройки города, и набережную Ангары.

baikal-2015--4-blog3    baikal-2015--4-blog4

15 июля. Кругобайкальский экспресс

После очень раннего завтрака, мы с нашим гидом Дашей отправились на вокзал, где нас уже поджидал туристический поезд «Кругобайкальский экспресс». Кругобайкальская железная дорога, КБЖД — уникальный памятник инженерного искусства, известный во всем мире. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире: 38 тоннелей, 15 каменных галерей и 3 железобетонных галереи, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. Кроме того, КБЖД проходит по берегу Байкала, что позволяет пассажирам любоваться великолепными видами озера.

baikal-2015--5-blog10    baikal-2015--5-blog11

baikal-2015--5-blog1    baikal-2015--5-blog4

Удобные сиденья первого класса давали возможность передохнуть и вдоволь насмотреться в окно на красоты Байкала. Во время поездки непрерывно шла информация об озере-море, его глубинах, животном мире, жителях и, конечно, о строителях железной дороги.

baikal-2015--5-blog3    baikal-2015--5-blog12

Поезд четыре раза делал остановки в очень красивых местах. Четыре раза мы покидали уютные кресла и выходили из поезда, чтобы увидеть уникальные туннели, интересный вокзал в Песчанке. И чтобы пообедать на турбазе «Лесная сказка», где некоторые даже успели выкупаться в одной из 336 речек, впадающих в Байкал. Перед нами раскрывались красивейшие пейзажи Озера Байкал, с которым нам предстояло познакомиться вблизи уже очень скоро.

baikal-2015--5-blog8    baikal-2015--5-blog5

Сначала день был серый и вода в озере стального цвета, еще не ощущалась его огромность и величие, которые мы так ждали. А потом — выглянуло солнце. Байкал был просто на ладони.

baikal-2015--5-blog14    baikal-2015--5-blog9

baikal-2015--5-blog6    baikal-2015--5-blog7

Мы доехали до станции Порт Байкал, пересели в автобус и уже через 2 часа были в Иркутске.

baikal-2015--5-blog2    baikal-2015--5-blog15

16 июля. Тальцы — Листвянка

Наш очередной экскурсионный день начался после  плотного и вкусного завтрака. Даша интересного рассказывала про дорогу, по которой мы ехали, и которая была выстроена специально к визиту американского президента Эйзенхауэра, но которой он так и не воспользовался, в связи с изменившейся политической обстановкой. Через час мы подъехали к этнографическому музею Тальцы, в котором собраны лучшие из сохранившихся образцов деревянного зодчества Прибайкалья ХVII-ХХ вв. Музей расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу.

baikal-2015--6-blog2    baikal-2015--6-blog3

Музей всем очень понравился. В комплексе собраны старинные сибирские дворы, стоящие на деревенской улице. Мы увидели огромные, из толстого круглого дерева, заборы… Накупив сувениров и вдоволь нагулявшись по старым деревенским и сельским (теперь, после музея — знаем отличие) улицам, мы отправились дальше по маршруту.

baikal-2015--6-blog1    baikal-2015--6-blog4

Обедали мы в суетливой Листвянке на турбазе Падь Кадильная. В Листвянке оказался очень интересный музей Байкала, в котором мы с удовольствием провели около часа, узнавая все новые подробности про знаменитое озеро, тайны которого до сих пор не открыты. И, конечно, всех порадовали две нерпочки  в аквариуме. Мы заглянули на рынок, полный рыбы, кедровых орехов, дешевых китайских поделок и натуральных камней чароита и серафинита.

baikal-2015--6-blog20    baikal-2015--6-blog21

baikal-2015--6-blog22    baikal-2015--6-blog23

Прекрасным завершением стал подъем по канатной дороге к камню Черского. Цветущий Иван-чай, пенье птиц… Так заканчивался этот прекрасный день. Те, у кого хватило сил, еще погуляли по вечернему Иркутску.

baikal-2015--6-blog24    baikal-2015--6-blog25

17 — 21 июля. Круиз по Байкалу.

Наш круизный теплоход » Александр великий» ждал нас у причала » Ракета». К нашей группе присоединились еще две девушки и мы были готовы отправиться в плавание. Все разместились в очень скромных каютах с условным душем. После первого завтрака, который состоял из 3 блюд, мы поняли что похудеть не удастся. Все неудобства и минусы корабля (ненавязчивый комфорт корабля 70-ых годов прошлого столетия) померкли перед красотой Байкала и хорошим настроем веселой компании.

baikal-2015--7-blog1    baikal-2015--7-blog2

baikal-2015--7-blog3    baikal-2015--7-blog4

За время круиза мы прошли около 800 км, увидели пещеры в Пади Кадильной, остров Огой и остров Ольхон, открыточные виды скалы Шаманка, доплыли до Чивыркуйского залива, кормили жадных чаек и наблюдали за смешными нерпами, познакомились с егерем Еленой Владимировной и шаманом с острова Ольхон. Отдельные герои забирались вместе с гидом Дашей на высокие горы, а большинство просто загорало на берегах Байкала. Байкал- батюшка был к нам благосклонен: не качал, радовал хорошей жаркой погодой, позволял купаться на диких каменных и песчаных пляжах. Мы играли в детские игры, весело отпраздновали день рождения, кричали «горько» на 40-й годовщине свадьбы. Кроме ярких впечатлений, здорового загара мы увезли с собой камни с Байкала, которые будут напоминать о путешествии.

Падь Большая Кадильная.  В Пади Большой Кадильной находится кордон Прибайкальского национального парка. Падь Кадильная является заповедной зоной. Название Кадильная связано с карьером, где раньше добывали известняк.  Именно сюда, из-за близости к Листвянке, нас привезли попариться в бане. Эти бани с байкальскими травами запомнились всем.

Для того, чтобы сойти на берег, с корабля сбрасывают трап, причалить можно в любой бухте. Команда теплохода ловила рыбу на обед нам, туристам. Вечером мы устраивали посиделки на открытой палубе. Это самое лучшее время жизни — с друзьями на Байкале…

baikal-2015--7--1blog1    baikal-2015--7--1blog2

baikal-2015--7--1blog3    baikal-2015--7--1blog4

Остров Огой находится в центре Малого Моря. В поэтических образах Байкал называют голубым сердцем Сибири, а остров Огой — «мать-остров». В 2005 г. на острове Огой была возведена буддийская Ступа Просветления, она сооружена на самой высокой отметке острова (512 м). Кроме буддийской ступы, на острове множество мелких пирамидок из ритуальных камней (обо-таш). Это тибетский обычай, по которому каждый проходивший мимо бросает свой камень.

baikal-2015--7--2blog1    baikal-2015--7--2blog2

baikal-2015--7--2blog3    baikal-2015--7--2blog4

Остров Ольхон и скала Шаманка. На озере Байкал 26 островов, из них Ольхон — самый большой. Этот остров — средоточие древних легенд и преданий.  Недалеко от поселка Хужира на Ольхоне находится Шаман-скала — одна из девяти святынь Азии и визитная карточка озера Байкал. На Ольхоне мы встретились с шаманом. Ощущения своеобразные.

baikal-2015--7--3blog1    baikal-2015--7--3blog2

baikal-2015--7--3blog3    baikal-2015--7--3blog4

Ушканьи острова и нерпы Байкала. На берегах этих островов — заповедной зоны — расположено одно из крупнейших на озере лежбищ байкальской нерпы. Нерпу раньше называли «морскими ушканами» или «морскими зайцами». Отсюда и название островов. А еще на Ушканьих островах растет реликтовый хвойный лес. На нерп можно смотреть через особый заборчик. Но кадры получаются удивительные, ведь нерпа — очаровательное животное.

baikal-2015--7--4blog1    baikal-2015--7--4blog2

baikal-2015--7--4blog3    baikal-2015--7--4blog4

Бухта Змеиная славится своими целебными горячими источниками, которые изливаются в нескольких местах на суше и под водой.

baikal-2015--7--4blog6    baikal-2015--7--4blog7

Бухта Песчаная. Славится ходульными деревьями — лиственницами и соснами, стоящими на оголенных корнях.  Мы замечательно прогулялись в меру сил по окрестностям, увидели шагающие деревья, купались в Байкале, загорали на приятных горячих песчаных пляжах.  Вечером была для любителей баня на берегу с чаем на байкальских травах.

baikal-2015--7--4blog14    baikal-2015--7--4blog15

Недалеко от Песчаной бухты находится небольшая бухта Академическая. Мы меня подошли в сиреневой дымке к берегу, а там на этом берегу домики, золотистые фонари и фонарики, мощеные тропинки, музыка, ресторан и люди. Вдоль берега полоса песчаного пляжа. Это был туркомплекс «Байкальские Дюны».

baikal-2015--7--4blog12    baikal-2015--7--4blog13

От бухты Песчаной в бухту Бабушка нас привела тропа, проложенная через заросли багульника и проходящая мимо огромных муравейников. Бабушка и Песчаная — бухты, в которых очень приятно загорать и купаться. Спускаясь в бухту Бабушка, мы обратили внимание на мыс Дед. В Бухте Бабушка мы снова увидели знаменитые ходульные деревья, из-под которых вода и ветер с юга озера постоянно вымывают песчаную почву. Они растут на песчаном склоне в северной части бухты. Это сосны и лиственницы, поднявшиеся над землей на корнях-ходулях выше человеческого роста.

Каждый день мы совершали пешеходные походы к самым красивым местам Байкала. Эти путешествия были достаточно сложными из-за жаркой погоды, высоких подъемов и неудобных тропинок. Теперь мы все считаем себя настоящими байкальскими героями.

baikal-2015--7--4blog10    baikal-2015--7--4blog11

baikal-2015--7--4blog30    baikal-2015--7--2blog5

22 июля. Иркутск

С утра мы расстались с командой и иркутянами и отправились  с Дашей на обзорную экскурсию по Иркутску. Город оставил приятное нежное впечатление. В Иркутске красивая набережная Ангары. Неожиданно встретили интересные памятники: генералу армии Белобородову — он сибиряк, императору Александру III, Петру и Февронии, основателю Иркутска — Похабину. Побывали у могилы писателя Валентина Распутина в женском Знаменском монастыре. Невыносимая жара до +38 градусов не давала в полной мере насладиться прогулкой, но многое в памяти останется.

baikal-2015--10blog13    baikal-2015--10blog12

baikal-2015--10blog11    baikal-2015--10blog10

Иркутск за последние годы хорошо оформил центр города и создал свой Арбат, заполненный кафе, ресторанами, офисами. В городе есть улица, где стоят рубленные провинциальные дома с резными наличниками. Есть и новостройки. Они соседствуют с ушедшими в землю старыми частными деревянными домишками, огороженными покосившимися заборами. Побывали мы на городском рынке, чтобы поглазеть и прикупить омуль и хваленый иркутский грильяж. Иркутск — город под солнцем. Просторный. Много молодых людей. Много иностранных туристов: французы, чехи, датчане, немцы и, конечно, китайцы. Все в хорошем настроении, усталые, молодые и пожилые и все довольные.

После обеда и небольшого отдыха ярким впечатлением для многих стали музеи декабристов и памятник женам декабристов.

baikal-2015--10blog15    baikal-2015--10blog14

23 июля. Иркутск — Москва — Петербург.

В 9.30 мы отправились в аэропорт, тепло попрощались с Дашей и полетели домой. Сервис Аэрофлота приятно удивил: новый самолет, хорошее питание на борту, строгое соблюдение расписания. Домой прилетели в 16:45, предстояло адаптироваться к московскому времени.

Пусть мы объехали не весь Байкал, увидели только его южную часть. Но теперь, если мы слышим песню «Славное море, священный Байкал…» или «По диким степям Забайкалья…», то уже лучше представляем, о чем речь.

Байкал, мы расстаемся, чтоб встретиться вновь!

Таким было наше путешествие на Байкал в июле 2015 года. Спасибо, что дочитали до конца!

Если после прочтения этого фотоотчета у вас появилось желание путешествовать вместе с нами, звоните и пишите нам!