С 15 по 27 марта 2016 года состоялся наш авторский тур в Индию, он назывался «К истокам Ганги». Наш маршрут был таким: Дели — Харидвар — Ришикеш — Амритсар — Дхарамсала — Анандпур Сахиб. Ниже — небольшой рассказ о том, как мы путешествовали по Индии.

(с) Елена Слиозберг, 2016

india_1171x355-haridwar2

1 день. 15 марта, вторник

Наше Большое Индийское путешествие началось в 11:25 с полёта в Москву, а далее в Дели рейсом «Аэрофлота». Летелось хорошо. Накормили, напоили, и самолёт был новый.

Прилетели почти в полночь. Раньше, когда мы прилетали в Дели, пряный запах Индии встречал прямо на выходе из самолёта, а сейчас – обычный большой аэропорт с магазинами и толпами народа. На выходе нас встретил представитель принимающей компании, проводил в автобус, где, как обычно в Индии, на нас надели цветочные гирлянды и повезли в отель спать.

2 день. 16 марта, среда. Дели

Плотно позавтракав, мы отправились на экскурсию по Дели. Большая часть группы уже бывала в этом сложном для восприятия, огромном 13- или 15-ти миллионном городе. Мы начали с посещения очень известного сикхского молитвенного дома – гурдвары Бангладеш Сахиб.

india2016-blog9india2016-blog11

При входе в сикхские святыни нужно соблюдать определенные правила: снимать обувь и все кожаные вещи, прикрывать голову специальным платком — и мужчинам, и женщинам.

india2016-blog8india2016-blog13

Сикхи все время подчеркивают, что в их храмы могут входить представители любых религий. Специальные волонтеры дают всем желающим попить воды, а на огромной кухне готовят еду для всех, кто пришёл помолиться, или просто зашёл в храм. Всё, конечно, бесплатно, но пожертвования приветствуются.

india2016-blog10india2016-blog15

Сикхский кодекс поведения предусматривает напоить жаждущего, накормить голодного, не зависимо от его религии и убеждений. Кухня гурдвары произвела большое впечатление.

india2016-blog2india2016-blog4

Огромные котлы, где варится суп или рис, сидящие на полу женщины, которые на больших железных листах пекут лепешки. Мы, конечно, приобщились к кулинарному процессу.

india2016-blog1india2016-blog6

india2016-blog3india2016-blog7

Белый цвет храма, оранжевые флаги — цвет религии сикхов, яркие сари женщин — всё радовало глаз.

india2016-blog14india2016-blog16

Вот, что мы узнали в этот день о сикхах: сикхи на языке хинди означает «сикх» — «ученик». В национальном составе сикхов преобладают жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании, преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более чем 20 млн человек. Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру Нанак (1469—1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке, а в начале XVI века поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Сикхизм возник в среде индуизма и ислама. Однако эта религия не похожа на другие. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Затем мы отправились в мемориал Махатмы Ганди. Мы увидели дом, в котором он жил, и сад, где его застрелили.   Очень тронула дорожка от дома до места убийства, выложенная следами Махатмы.

india2016-blog18india2016-blog24

Поразила скромность этого дома, переходящая в аскетизм.

Кабинет Ганди и часы, которые остановились в момент убийства духовного лидера индусов:

india2016-blog22india2016-blog23

Интересно, что в начале ХХ века было несколько великих людей, которые исповедовали теорию непротивления злу насилием, например Лев Толстой. Он даже переписывался с Ганди. В музее очень подробно рассказана история становления Ганди, как борца с насилием.

india2016-blog19india2016-blog21

Посещение Художественного музея Дели большого следа в памяти не оставило. Наиболее интересными были миниатюры и драгоценности Великих Моголов.

Вечером можно было отдохнуть перед большой поездкой на поезде, которая предстояла нам на следующий день. Какая же Индия без шоппинга? Мы отправились любоваться феноменальными индийскими коврами с самоцветами.

india2016-blog25india2016-blog26

3 день. 17 марта, четверг. Дели — Харидвар

Очень тяжело рано вставать, но приходится. Получив завтрак в картонной коробочке, мы отправились на железнодорожный вокзал Дели, чтобы в 6 часов 50 минут отправиться на Шатабди-экспрессе в Харидвар.

Те, кому уже приходилось пользоваться поездами, были приятно удивлены чистотой, приветливым персоналом. Куда — то исчезли крысы, которые раньше в большом количестве бегали между рельсами, и нескончаемые попрошайки на вокзалах. Зато теперь на станции можно было починить неисправную молнию на чемодане.

india2016-blog26india2016-blog27

Уже в половине двенадцатого мы оказались в штате Уттаракханд.  Штат Уттаракханд — маленький штат на севере Индии, название которого в переводе с санскрита означает — «северная земля». Административным центром и самым крупным городом штата является Харидвар.
Уттаракханд находится в самом сердце Гималаев и является настоящей сокровищницей Индии: к северу простирается священный и таинственный Тибет, к югу — сакральный Уттар-Прадеш, к западу — необыкновенно красивый Химчал-Прадеш, а к востоку — Непал. Именно в Уттаракханде, по верованиям индусов, начиналась «Небесная Обитель», которую и сейчас называют «Страной Богов» (Сварга).

Мы несколько раз поменяли транспорт. Сначала это были джипы, потом велорикши – ведь улицы Харидвара настолько узкие, что здесь либо ходишь пешком, либо – едешь на велорикше.

india2016-blog30india2016-blog31

india2016-blog33india2016-blog37

Разместились мы в удивительно приятном отеле прямо на берегу священной реки Ганги.

india2016-blog41india2016-blog42

Харидвар в целом очень спокойный город, похожий на многие другие, но здесь нам предстояло увидеть удивительную процедуру поклонения священной реке. В Харидвар приезжает множество паломников, чтобы совершить омовение.

Но сначала мы посетили дом священника (брахмана-пандита или панды). Это особый человек, у которого хранится удивительная рукописная книга (Вахи) с записями всех родственников директора нашей принимающей фирмы – г-на Вишваса. В этой книге записаны абсолютно все его предки, начиная с 1903 года. Кроме того, запись в книге означает, что прах высыпан с молитвой в Гангу, ведь вода Ганги считается священной и долг каждого религиозного индуса — вернуть прах родственника великой реке, связывающей духовный мир с материальным.

Нас напоили чаем и повязали женщинам на левую руку, а мужчинам на правую — красную нитку, защищающую нас от всех возможных и невозможных неприятностей.

india2016-blog45india2016-blog46

india2016-blog43india2016-blog44

Далее — обязательный шоппинг! Покупаем ткань для сари. Цена радует и удивляет.

india2016-blog36india2016-blog40

india2016-blog32india2016-blog34

india2016-blog35india2016-blog38

Уже темнело, когда мы отправились на гхат Хар Ки Паури — самое святое место в городе.

Именно тут каждый вечер и проводятся огненные церемонии на берегу реки. Для нас были заготовлены места, с которых вся процедура была прекрасно видна. Народу было очень много, но все прекрасно организовано кем — то похожим на туристическую полицию. Серьезные мужчины, одеты в голубые рубахи, очень строго следили за порядком.

india2016-blog52india2016-blog54

india2016-blog71india2016-blog72

india2016-blog48india2016-blog69

india2016-blog58india2016-blog61

На противоположном от нас берегу монахи пели мантры, выливали в реку молоко и высыпали какие — то порошки, зажигали огни. Кто — то погружался в воды реки, кто — то высыпал пепел умершего, кто — то медитировал. Мы как будто подсматривали за чужой культурой.

india2016-blog59india2016-blog62

india2016-blog60india2016-blog63

Наги-шиваиты, отшельники и аскеты, со спутанными волосами и обмазанные пеплом, спускаются с Гималаев, чтобы поклониться великой реке:

india2016-blog49india2016-blog53

india2016-blog50india2016-blog57

Монеты , выловленные из реки и канистры для воды священной реки, которые паломники увозят с собой:

india2016-blog51india2016-blog55

Готовятся корзиночки с цветочными подношениями для пуджи Ганге:

india2016-blog47india2016-blog66

Но тут пришла и наша очередь совершить обряд пуджи. Нам выдали корзиночки с цветами, ароматическими палочками и свечой. Мы подходили к реке, омывали ноги и пускали корзиночку вплавь, не забывая попросить у индийских богов каждый что — то своё. А потом нам снова повязали с молитвой каждому на руку специальную красную нитку — видимо на счастье. Кстати, эту нитку нужно носить, пока она сама не порвётся, а потом привязать к какому — нибудь кусту или дереву.

india2016-blog65 india2016-blog64

india2016-blog68india2016-blog67

Всё что мы видели, произвело очень большое впечатление, возможно самое сильное в этой поездке, и уж точно не забудется никогда. В конце этого огромного дня было очень приятно вернуться к себе в гостиницу и заснуть под шум реки.

4 день. 18 марта, пятница. Харидвар — Ришикеш

Так не хотелось уезжать из чудного Харидвара, но любопытство настоящего путешественника гнало вперёд. На утреннюю церемонию, посвящённую Ганге мы не собрались, да и в воду великой реки лишь вступили, но впечатлений от предыдущего дня было масса.

Сначала мы осмотрели храм Манса Деви — основную достопримечательность Харидвара. Он находится на вершине горы Билва Парват, и поэтому мы сначала воспользовались фуникулером. Длина канатной дороги — 540 м, а высота 178 метров. Пока поднимались с ветерком, любовались шикарным видом долины Ганги. После фуникулера мы ещё немного прошли вверх по ступеням.

india2016-blog82india2016-blog87

Культ Манса Деви — один из древнейших культов Индии, популярный в северно-восточных штатах Индии и в Бенгалии. Манса  — покровительница змей, «змеиная богиня», поэтому к ней часто ходят, чтобы попросить помощи при укусе кобр и других гадов, которых мы, к счастью, не встретили. А вот паломников было так много, что было просто не протолкнуться.

india2016-blog73india2016-blog74

Нам вручили подарки – подношения богине, которые состояли из кокоса, риса, ярких цветов и ароматических палочек. Мы видели множество алтарей, при каждом сидели служители, которые собирали подношения и деньги.

india2016-blog75india2016-blog85

Алтарь самой богини – это целое дерево с ветвями, на которые мы повесили цветные нитки и, конечно, загадали желания.

india2016-blog77india2016-blog84

india2016-blog78 india2016-blog83

india2016-blog88 india2016-blog81

Потом мы спустились на фуникулере, по дороге ещё раз полюбовавшись долиной. С удивлением разглядывали огромные (без преувеличения) площади с палатками и мобильными туалетами, которые готовы принимать сотни тысяч паломников в дни фестивалей. Здесь всегда много полиции, которая готова их охранять от мусульманских фанатиков, которые пробираются из Пакистана, который находится совсем рядом.

india2016-blog76india2016-blog80

Затем мы поехали в сторону Харидвара. По дороге наш гид показал нам современный индуистский храм, который можно было рассматривать как учебное пособие по индийским богам. Они были изображены в окружении своих домочадцев, со своими средствами транспортировки. Но храм был такой новый, а мы так рвались в Ришекеш, что большого впечатления он не оставил. Хотя там можно было с помощью хитрой системы зеркал даже увидеть богов со спины, что, на самом деле, большая редкость.

india2016-blog89india2016-blog90

Затем на нашем пути был ашрам Сапта Риши, основанный в 1943 году Гуру Даттой Госвами. Он был полон цветов, покоя и чистоты. Здесь есть гостиницы для паломников, школа для неимущих детей, а также огромная столовая, где кормят бедняков.

india2016-blog92india2016-blog93

Но наш путь лежал дальше в Ришикеш — мировую столицу йоги. Наша гостиница находилась прямо на высоком берегу Ганги, там где она делится на несколько рукавов. На восточном и западном берегу реки, соединённых двумя мостами, множество ашрамов.

india2016-blog94india2016-blog95

india2016-blog100 india2016-blog114

Мы увидели легендарный мост Лакшман Джула. Он назван по имени царевича Лакшмана из древнего индийского эпоса «Рамаяна». По легенде, Лакшман пересекал Гангу по натянутой между берегами джутовой веревке.

india2016-blog96india2016-blog97

Первым мы посетили самый первый храм Ришикеша, древний Бхарат Мандир, имя которого упомянуто и в «Рамаяне», и в «Махабхарате»…  Бхарат Мандир — самый древний, священный и знаменитый храм в сердце Ришикеша.

india2016-blog100india2016-blog103

Легенды гласят, что сам город когда-то начинался именно с этого храма. Главное храмовое божество — Шри Хришикеш Нараяна (Хришикеш — «Владыка Чувств»), известный как Шри Бхарат — воплощение Вишну, он держит в четырех (!) руках раковину, чакру, лотос и палицу.

india2016-blog98india2016-blog101

И именно этот четырехрукий Хришикеш Нараяна связан с историей мудреца Райбхьи, которому во время медитации явился Вишну. Другая легенда говорит о том, как герои Махабхараты — пятеро Пандавов посещали этот храм. Сюда же приходил Будда.

Купол древнего храма украшен барельефами, рассказывающими истории об аватарах Вишну. Например, историю о карлике Вамане, мальчике-брахмане с зонтиком. Он пришел к царю, которому принадлежали все сокровища мира и попросил три шага земли. Гуру этого царя протягивает руку, предупрежая: «Не верь ему, это сам Вишну, он тебя обманет!» Но царь отвергает совет своего гуру, карлик Вамана принимает гигантскую форму и вторым своим шагом протыкает оболочку вселенной (из которой, между прочим, немедленно начинает течь Ганга). Третий шаг он делает уже на голову царя.

india2016-blog102 india2016-blog99

Также нам предстояло посетить в Ришикеше вечернюю церемонию на берегу Ганги. Мы довольно скоро почувствовали коммерческий дух этого города, который, несомненно, принесён сюда европейцами и американцами: здесь множество миссий, центров йоги, ашрамов. И даже вечерняя церемония здесь была абсолютно другой, — она была адаптирована для тех, кто приезжает сюда со всех концов света, чтобы позаниматься йогой.

Мы посетили центральную церемонию на территории ашрама «Пармарт Никетан» («Обитель всеобщего благоденствия»), она считается самой красочной в Ришикеше. Арка, служащая проходом к набережной Ганги, на которой проходит церемония, украшена колесницей — это сцена из индийского эпоса, Махабхараты.

india2016-blog115india2016-blog116

Лидер ашрама Пармарт Никетан, йог с большой внушительной бородой — Свами Чидананд Сарасвати — пел гимны и мантры и вел всю церемонию. Здесь, в Ришикеше, было очень много европейских лиц, не только индусов.

india2016-blog113 india2016-blog103

india2016-blog109 india2016-blog108

Мы узнали кое-что о церемонии ягьи — огненного жертвоприношения. Зажженный с ведическими мантрами огонь олицетворяет язык Вишну, а топленое масло, рис и ячмень, которые кидают в огонь — подношение Ему.

india2016-blog106india2016-blog107

Жертвенные зерновые, да и обычную пищу пандиты берут именно так, правой рукой и не используя указательный палец, который считается в традиционной брахманической культуре «грязным».

india2016-blog101india2016-blog102

india2016-blog117india2016-blog118

india2016-blog105india2016-blog104

Мы подержали в руках светильник, один из множества, которые подносили великой Ганге. Невозможно оставаться безучастным при таком завораживающем единении людей с древней священной рекой. Нам рассказали что этот огонь — выражение благодарности за тот, свет, что дарится людям в течение всего дня.

india2016-blog110india2016-blog112

По пешеходному мосту через Гангу мы вернулись в отель на отдых.

5 день. 19 марта, суббота. Переезд в Амритсар

Утром можно было сходить на урок йоги, что очень естественно в городе — столице йоги.  Было очень жарко, но нашлись желающие отправиться на прогулку по живописному мосту Лакшман Джула и посетить ещё один Сваргашрам. А затем мы отправились в уже знакомый Харидвар, потому что именно оттуда нам предстояло отправиться на поезде в следующий индийский штат — Пенджаб. Все уже предвкушали прекрасную поездку в чистом Шатабди-экспрессе и даже допускали возможность перекусить в поезде, но действительность оказалась несколько иной. Во-первых, поезд был, мягко говоря, не чистый, во-вторых, там не кормили, но самое главное — он опоздал на 3 часа, т. к. простоял на какой-то станции.

india2016-blog121india2016-blog122

Но всё-таки всему приходит конец, пришел конец и этому утомительному переезду. Наградой нам было размещение в отличном отеле в столице одного из самых богатых штатов Индии — отеле Holiday Inn в Амритсаре, штат Пенджаб.  Пенджаб (в переводе — «Пятиречье») — штат на северо-западе Индии. Пенджаб обладает уникальным и чрезвычайно богатым историческим прошлым. В XVI веке здесь развилось движение сикхов, к XVIII веку образовалось несколько сикхских княжеств. Одной из наиболее показательных достопримечательностей Пенджаба считается легендарная религиозная святыня с мировым именем — Золотой храм. Именно поэтому Амритсар — самый крупный центр паломничества сикхов.

india2016-blog119india2016-blog120

6 день. 20 марта, воскресенье. Амритсар: Золотой храм — Вагах

По непонятной причине наш гид решил посмотреть Золотой храм в Амритсаре не до завтрака, а после. Это привело к тому, что мы столкнулись с жуткой толкотней и сильной жарой, но всё же, всё же…

india2016-blog126india2016-blog132

Золотой храм оставляет очень сильное впечатление. В центре большого водоема расположена гурдвара, верхние ярусы который покрыты золотом.

india2016-blog123india2016-blog125

В «Озере Бессмертия» омовения совершаются отдельно мужчинами и, за специальной загородкой, — женщинами. А ещё на территории храма растут огромные священные деревья, про которые наши гиды готовы были рассказать множество легенд.

india2016-blog129 india2016-blog127

Сикхи выглядели так живописно, что фотографировать их хотелось непрерывно. Они радовались, когда на них направляли фотоаппарат, и начинали улыбаться голливудской улыбкой.

india2016-blog128india2016-blog130

К сожалению, мы не смогли попасть в Главную часть храма, туда стояла огромная толпа паломников, но зато мы в очередной раз попали на кухню, где готовят еду одновременно для десятков тысяч людей любого вероисповедания. Кухня Золотого храма является, наверное, самой большой бесплатной столовой в мире, щедрость которой просто поражает. Те, кто приходят сюда, не уйдут голодными.

Посетители берут металлические подносы, садятся на пол в рядочек, и им раздают обед: суп (традиционный дхал из бобовых), рис, овощи, хлеб-чапати.

india2016-blog134india2016-blog137

india2016-blog135 india2016-blog141

Тут, на кухне храма, любой паломник может стать добровольцем и помочь процессу: почистить овощи, накрутить лепешек-чапати. Или просто поучаствовать в раздаче посуды, подмести и помыть пол.

india2016-blog133india2016-blog136

india2016-blog139 india2016-blog142

Готовят на огне, конечно, только маститые храмовые повара. Некоторые котлы здесь достигают в диаметре 4 метров! Ведь нужно кормить огромное количество народа. Шланги используют, чтобы наполнять эти огромные котлы водой.

india2016-blog140 india2016-blog138

Огромное количество вентиляторов:

india2016-blog143 india2016-blog144

india2016-blog145india2016-blog131

После посещения Золотого храма, мы зашли в парк Джаллианоула Ба. Он построен в память о 1500 невинных безоружных индусах, убитых британскими солдатами в ходе протеста 1919 года. Мы увидели стенку, в которой сохранились следы от пуль, постамент с вечным огнём. Индусы чтят своих борцов за независимость.

india2016-blog146  india2016-blog148

Прошлись по улицам Амритсара:

india2016-blog149india2016-blog150

india2016-blog151india2016-blog152

Но, конечно, самым сильным впечатлением этого дня была поездка в Вагах. Это контрольно-пропускной пункт на границе с Пакистаном. Ехать до него не более 30 км. Вокруг были ухоженные поля самого богатого сельскохозяйственного штата. На подъезде к границе людей становилось все больше, но благодаря знакомству нашего гида с пограничной службой, мы объехали все пробки, потом вышли из автобуса и нас дважды проверила служба безопасности. Ничего нельзя было брать с собой, кроме паспорта и фотоаппарата.

india2016-blog155india2016-blog158
Это место знаменито необычной церемонией закрытия границы, которая проходит с 1959 года и восходит своими корнями к древнейшим временам. В древности войны прекращались на ночь, после того, как были спущены флаги воюющих сторон.

india2016-blog154india2016-blog160

На церемонию с индийской стороны на наш взгляд собралось около 40 или 50 тысяч человек, а что было с пакистанской — мы целиком не видели.
Сначала гремела зажигательная музыка и индусы бегали к большим воротам на границе с национальными флагами, а потом индийские пограничники в парадных мундирах и красочных тюрбанах начали маршировать и выделывать сложные движения, касаясь коленом собственного носа.

india2016-blog159india2016-blog161
Аналогичная процедура проходила и с пакистанской стороны. Ритмичная музыка заводила и не отпускала ни на минуту. Наконец флаги обеих стран были спущены, настоящая граница закрыта и все стали очень организованно расходиться и разъезжаться. Фотосессия удалась.

india2016-blog156india2016-blog157

Расправлены индийские знамена в беге
И старички, и дети… люд бежит
Светятся лица в радости и неге
Народ оглох от диктора… Визжит…

На индо-пакистановой границе
Гвардейцы тянут выше лба носок
Руками крутят широко, как птицы
Своим коленом в зуб — касания тычок…

В стараньи хладнокровном к небесам…
Стройны, как лебеди во голубом просторе
Гул на трибунах.. .грохот.. . Рвет нутро тамтам
Патриотизма выплеснуто море…

Флаг спущен и Ворота на запоре
Без Солнца пункт Границы на замке
А утром Свет зеленый в светофоре
Вам Путь открыт… Лахор невдалеке

7 день. 21 марта, понедельник. Химачал Прадеш (Дхарамсала)

После завтрака мы отправились в очередной штат. Теперь это был Химачал Прадеш на севере Индии. В переводе с хинди » Химчал» означает » страна снежных гор». Нашей целью в этом штате был город Дхарамсала, где находится резиденция Далай — ламы.

india2016-blog166india2016-blog167

Химачал Прадеш — самый индуистский штат, тут 95% индуистов. Многие «долгожители» проводят в этом штате всё лето, спасаясь от жары, царящей в других районах Индии. Значительную часть штата занимает Главный Гималайский Хребет. Химачал Прадеш тесно связан с историей заселения Индии арийскими племенами в III тысячелетии до нашей эры. В 1858 году большинство химачальских земель стали владениями Британской Короны. Англичане полюбили Шимлу и окрестности за прохладный климат и стали потихоньку обустраивать там свою «малую Англию». Тогда Шимла стала летней столицей Британской Индии.

Как только утром мы выехали из Амритсара, то сразу почувствовали атмосферу праздника Холи, который как раз в этот день начался по всей Индии.

india2016-blog162

Фестиваль красок — ежегодный индуистский фестиваль весны. Европейцы описывали Холи как «карнавал», когда люди забывали о кастовых, религиозных и иных различиях. Индусы отбрасывают прочь свою задумчивость и беззаботно радуются жизни. Наиболее шумные и торжественные формы фестиваль принимает в Пенджабе, где в нём принимают участие и индуисты, и сикхи. Мы видели как индусы, особенно молодые, бросали друг в друга горстями цветные порошки и поливали водой. Туристов, правда, берегли, и никого из наших не украсили.

india2016-blog163india2016-blog165

По дороге мы остановились попить чай — масала и любовались отрогами Гималаев, которые становились все ближе.
Наконец мы прибыли к развилке между двумя городами — Нижней Дхарамсалой и Маклеод Ганж или Верхней Дхарамсалой. Мы уехали наверх и остановились в гостинице, из которой резиденция Далай — Ламы была видна как на ладони.
Вечером мы гуляли по улицам, полным сувенирных лавок, в которых купить можно было практически всё, связанное с буддизмом и по очень высоким ценам.
Все экскурсии были запланированы на следующий день.

india2016-blog177india2016-blog184

india2016-blog176india2016-blog179

8 день. 22 марта, вторник. Дхарамсала: Норбулинка и резиденция Далай — ламы

В Дхарамсале мы жили в очаровательном отеле, на балконе которого вместе с туристами тусовались обезьяны. Хозяин гостиницы был очень мил, лично проверял всё ли нравится его гостям — туристам. А нам и правда нравилось всё: и прекрасная погода, и смешные обезьяны, и вкусный завтрак, а главное — огромное количество лавок и лавочек с сувенирами в пешей доступности от отеля.

india2016-blog180india2016-blog181

Мы поехали в Нижнюю Дхарамсалу, чтобы побывать в институте Норбулинка. Это летняя резиденция Далай — ламы, а также институт традиционных искусств и ремёсел Тибета. Институт основан в 1988 году департаментом религии и культуры правительства Тибета в изгнании. Здесь делается всё, чтобы не потерять традиционные навыки и ремёсла тибетцев. Сама атмосфера этого места была такой чудесной, что здесь хотелось остаться надолго. Мелодичное журчание воды, яркие цветы, сады в Японском стиле… И всё это на фоне заснеженных Гималаев.

india2016-blog171india2016-blog183

india2016-blog172india2016-blog174

В институте традиционных искусств и ремёсел Тибета мы наблюдали за удивительной работой мастеров.

india2016-blog187india2016-blog188

india2016-blog185india2016-blog186

Нас ждала экскурсия в резиденцию Далай — ламы. Мы увидели храм Калачакра и услышали завораживающие молитвы буддистских монахов, которые проходят обучение в монастыре Намгьял.

india2016-blog189india2016-blog190

Все храмы находятся на территории резиденциии, и Далай — лама сам иногда их посещает. На территории комплекса находятся музей и книжный магазин, в которых мы тоже побывали.

india2016-blog170india2016-blog175

india2016-blog168india2016-blog169

india2016-blog173india2016-blog178

Затем мы отправились в Тибетскую детскую деревню. Это школа для детей тибетских беженцев или детей, бежавших из Тибета без родителей (с проводниками). Нам казалось, что мы попадём в детский дом с измученными, грязными (как это часто бывает в Индии) детьми, а оказались как будто в пионерском лагере времён развитого СССР.

india2016-blog191india2016-blog192

Дети от 6 до 14 лет живут смешанными группами во вполне комфортабельных домах как в семье, и все делают сами. Выглядят вполне упитанными и веселыми. Воспитательницы одеты в национальные тибетские одежды. В детском саду мы застали группы молодых туристов из США, которые возились с малышами. В общем и целом впечатление было вполне положительное.

Вечером мы без устали бродили по лавочкам с тибетскими и индийскими сувенирами.

india2016-blog193india2016-blog194

india2016-blog195india2016-blog196

india2016-blog197india2016-blog182

9 день. 23 марта, среда. Дорога в Анандпур Сахиб

Встретив утро в Верхней Дхарамсале, мы собрались в дорогу.  Ведь наш тур уже 3 дня назад перевалил за свою половину, а впереди ждало главное впечатление — фестиваль сикхов Холла Мохалла. И для этого мы должны были переехать из Дхарамсалы в столицу фестиваля, Анандпур Сахиб.

Мы с большим сожалением покидали Дхарамсалу, особенно потому что не смогли воспользоваться возможностью увидеть самого Далай-ламу, который в этот день должен был молиться вместе с тибетцами в главном храме, но это событие могло полностью сорвать график нашей непростой поездки.

india2016-blog200india2016-blog201

Дорога была очень живописной, и по мере того, как мы приближались к Анандпур Сахибу, появлялось все больше празднично одетых людей, которые ехали с нами в одном направлении.

india2016-blog202india2016-blog203

india2016-blog198india2016-blog199

Жить мы должны были в Кикар Лодже, который находился в 15 км от города Анандпур Сахиба. Кикар — это род акации, запах которой кружил голову. В самом городе, в который на фестиваль приезжает больше миллиона человек со всего света, мест в отелях, конечно, достать было невозможно.
Мы немного отдохнули с дороги и отправились на экскурсию в Анандпур Сахиб.

Анандпур Сахиб, также известный как «святой Город Счастья», — это святой город сикхов у подножья Гималаев,  основан в 1664 году девятым гуру сикхизма Тегх Бахадуром вблизи реки Сатледж. Десятый гуру Говинд Сингх основал здесь в 1699 году сикхское священное братство, общину воинов — Кхалсу. В марте каждый год проходит фестиваль Холла Мохалла, отмечающий годовщину этого события.  Самым большим храмом (гурудварой) города является Кешгарх Сахиб.

Но тут нас ожидало большое разочарование или очарование (смотря как к этому относиться!). Подъехав к центральной дороге, мы просто стали в огромной пробке. Наверное, идти пешком было бы быстрее. Со всех сторон наш минибас окружали самые разнообразные средства передвижения, заполненные празднично одетыми сикхами, которые стремились попасть на фестиваль.

india2016-blog204india2016-blog205

india2016-blog206india2016-blog207
Это было яркое и незабываемое зрелище. Переодически к автобусу подбегали люди, размахивая ярко-оранжевыми (этот цвет сикхов) флагами. Они настойчиво приглашали бесплатно поесть с ними, выпить воды или сока. Для этого вдоль дороги были поставлены огромные шатры. Там кормили и поили всех, кого удавалось зазвать. Короче, в город мы в этот день так и не попали и уже затемно вернулись в свой Лодж. С некоторой тревогой мы ожидали следующий день. Удастся ли нам увидеть фестиваль?

10 день. 24 марта, четверг.  Анадпур Сахиб и Холла Мохалла

После завтрака в Кикар Лодже мы в очередной раз преодолели путь до Анадпур Сахиба.
Паломников было по прежнему много, мы оставили автобус на стоянке, а сами, с трудом протискиваясь среди машин, мотоциклов, пешеходов, прошли около 2 км до гурдвары Кешгарх Сахиб.

india2016-blog208india2016-blog216

india2016-blog218india2016-blog223
По дороге можно было увидеть сидящих на обочинах индусов, продававших любимый напиток нихангов (сикхских воинов), приготовленный из миндаля, отвара конопли, пряностей, молока и сахара. Часто в него добавляют опиум и алкоголь.

india2016-2blog165

Гурдвара Кешгарх Сахиб — место известно сикхам всего мира. Эта гурудвара считается одной из пяти главных (после храма в Амритсаре) святынь сикхов. Храм построен в 1936-1944 годах. Основной материал здания – белоснежный мрамор. Внутри находится небольшой внутренний дворик, комната, где хранятся реликвии сикхов, квадратный зал с балконом и лянгар – столовая, где бесплатно кормят паломников и гостей.

india2016-blog212 india2016-blog220

india2016-blog219india2016-blog221

Было очень жарко, очень шумно, очень тесно. Всюду была слышна громкая музыка. Переодически образовывались круги людей, в центре которых сикхи показывали свои боевые искусства.

india2016-blog224 india2016-blog213

Мы честно пытались пройти по гурдваре, но толпа иногда образовывала такие водовороты, что просто выбраться из них было сложно. Нас посыпали цветами, цветными порошками, с нами всё время хотели сфотографироваться. Атмосфера была дружелюбной, но от скопления людей, шума и жары мы слегка устали.

india2016-blog211 india2016-2blog211

india2016-blog225india2016-blog226

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят юбки и обязательно покрывают голову. Сикхи обязаны сохранять при себе 5 предметов (правило пяти «К»):

Кеш — нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
Кангха — гребень, поддерживающий волосы
Кара — стальной браслет
Качх — короткие штаны в качестве нижнего белья
Kирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой (меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия).

india2016-blog210 india2016-blog222

Это реальный персонаж из Книги рекордов Гиннеса с самой большой в мире чалмой:

india2016-blog215 india2016-blog231

india2016-blog229india2016-blog232

Не все в нашей группе смогли преодолеть усталость от шума и жары и добраться до стадиона на берегу реки Шаран, где, собственно, и происходил апофеоз праздника — бой нихангов. Бесполезно словами описывать эти красочные зрелища, здесь фотографии расскажут все лучше.

india2016-blog233india2016-blog244

india2016-blog214 india2016-blog237

Традиционное боевое искусство сикхского военного ордена Ниханг называется Нарамхай-ниханго и традиционно приписывается Гуру Нанаку. Главной функцией армии было защищать сикхизм и всех, кто нуждался в защите сикхов от давления Могольской империи и завоевателей из Афганистана. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались войска противника, даже имевшие превосходство в численности и вооружении. Ниханги владели всеми видами оружия, великолепно ездили верхом и умело сражались. Оружие нихангов — это копья, сабли, дротики и чакры (боевые диски).

india2016-blog239india2016-blog240

Традиционные цвета ордера Ниханг — синий и желтый — в самых разных сочетаниях окрашивали процессию. К пыли от цветных порошков добавлялись бесчисленные вспышки блестящих копий и сабель.

india2016-blog238 india2016-blog245

india2016-blog241

india2016-blog242 india2016-blog236
Вдоволь насмотревшись на фестиваль, мы снова отправились в тишину Кикар Лоджа, которую теперь смогли оценить по достоинству.

11 день. 25 марта, пятница. Чандигарх

После завтрака мы поехали в сторону города Чандигарх. Нам нужно было успеть на поезд, который отправлялся в Дели в 12:00.  На вокзале мы попрощались с нашим прекрасным водителем Джесси. Экспресс Шатабди до Дели был практически как наш «Сапсан», только ещё каждому подарили по живой розе. Приятно! Без опоздания мы прибыли в Дели и отправились в уже хорошо знакомый отель «The Surya».

12 день. 26 марта, суббота. Дели

По программе в этот день было запланировано свободное время. Но наша прекрасная принимающая компания выделила нам автобус и гида.
Сначала мы решили осуществить давнюю мечту – увидеть белого тигра в делийском зоопарке. Просто потому, что мечты должны обязательно осуществляться. И мы сделали это.

india2016-blog246india2016-blog247

india2016-blog248india2016-blog249

india2016-blog250india2016-blog252

india2016-blog253india2016-blog254

Потом мы отправились в индуистский храм Лакшми Нарайан, который многие ещё не видели. Наш гид был в ударе и рассказывал очень много интересного про индуизм, а сама атмосфера в храме была просто изумительной. Храм Лакшми-Нарайан, или Бирла Мандир был построен в 1939 году на средства семьи богатых индийских промышленников и открыт лично Махатмой Ганди. Храм окружён живописным садом с фонтаном и водопадами.

Затем мы отправились на обед в ресторан на Коннот Плэйс — одно из самых посещаемых туристами мест в Дели. Еда была ну очень вкусной!

india2016-blog255india2016-blog256

Потом мы вернулись в отель собирать чемоданы и готовиться к ночному перелету. Перед самым отъездом нам были вручены очередные подарки от принимающей компании: милые фото, Ганеши и яркие коврики. А потом мы поехали в аэропорт.

13 день. 27 марта, воскресенье

Хотя этот день и был тринадцатым в нашем путешествии, сложился он вполне удачно. Мы долетели до Москвы, а затем и до Питера вполне благополучно, за что спасибо родному Аэрофлоту. А в Индию хочется ещё!

Таким было наше путешествие в Индию в марте 2016 года. Спасибо, что дочитали до конца!

Если после прочтения этого фотоотчета у вас появилось желание путешествовать вместе с нами, звоните и пишите нам!

***

Все фото в этом блоге авторства Н.С.Слиозберга (01.07.1950 — 01.03.2021), основателя «Актиса» и действительного члена Академии туризма. Стихи — Архивариусъ.