С 28 апреля по 10 мая 2017 состоялся наш авторский тур в Монголию и Киргизию, он назывался «Да — скифы мы, да — азиаты мы». Наш маршрут был таким: Улан-Батор – Национальный парк Тэрэлж – Национальный парк Хустай – Ставка Чингиз хана – Бишкек –Национальный парк Ала Арча – Озеро Иссык Куль – Каракол – ущелье Джеты Огуз – деревня Кочкор. Ниже — небольшой рассказ о том, как мы путешествовали по Монголии и Киргизии.
(с) Елена Слиозберг, 2017
День первый
29 апреля 2017
Улан-Батор
Перелет в Монголию был непростой. Сначала была Москва, а потом уже и славный Улан-Батор. Группу уставших от перелета путешественников встретили две обаятельные девушки: Наталья – директор принимающей фирмы и Оюна – монгольский гид. Мы разместились в отеле «Bayangol» на улице Чингисхана, а потом отправились на экскурсию по городу. После холодного и серого Санкт-Петербурга Улан-Батор радовал цветущими деревьями и ярким солнцем.
Первым объектом нашей экскурсионной программы был буддистский монастырь Гандантэгчинлин (или Гандан Тэгчинлин хийд, что с монгольского переводится как «Большая колесница всеобъемлющей радости»). Он находится в самом центре Улан-Батора и представляет собой целый комплекс зданий разного возраста. В него входит несколько храмов, субурганов, молитвенных пагод, библиотека и Буддийский университет.
История монастыря Гандан начинается в 1809 г., когда от монастыря Богдо-гэгэнов отделилась специальная школа для изучения высшей буддийской догматики. Школу назвали «Гандан», в честь тибетского монастыря. К концу XIX века здесь было около 14 тысяч монахов. В 1930-х монастырь закрыли. А в 1944 г. открыли вновь — и тогда он стал единственным действующим в социалистической Монголии.
Великолепный белый храм Мэгджид-Джанрайсэг является последним буддийским сооружением в Монголии. Это храм почитания Ченрези, бога сострадания — символ независимости для монголов. Внутри него помещена самая высокая золотая статуя Будды. Храм построен в начале ХХ столетия.
Мы узнали много интересного о связи Монголии и Тибета. Первая крупная волна буддизма пришла в Монголию в XIII веке вместе с тибетцами — духовными наставниками ханов. Внук Чингисхана, Годан, прославился тогда установлением постоянных связей с Тибетом. В 1578 году появился титул «Далай-лама»: он был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом (правителем тумэтов) главе буддийской школы Гелуг Сонама Джамцо. Именно монголы помогли тибетцам объединить их страну под единой властью, благодаря этому развились школы Сакья и Гелуг («желтошапочники»).
Обед был запланирован в ресторане «Бродвей». Он находился рядом с площадью Чингисхана. Сочетание американского по названию ресторана с именем монгольского великого хана, обилие вывесок, написанных кириллицей, — всё это вносило сумятицу в мозг. В этом ресторане нам довелось впервые испытать все прелести монгольской кухни, где мясо во всех видах присутствует и в закусках, и в супе, и в основном блюде. Его нет разве что в вине и компоте. Не все смогли сразу включиться в мясное меню.
Огромная площадь Чингисхана (бывшая площадь Сухэбатора) была залита солнцем. Наверное, из-за выходных дней на ней стояли белые шатры, и поэтому оценить её большие размеры было сложно, но впечатление осталось самое радостное.
Мы увидели статую Чингисхана, и двух его ближайших нукеров — Мухали и Боорчу, а также двух великих ханов Монгольской империи — Угедея и Хубилая. И памятник Сухэбатору.
Рядом с памятником Сухэбатору в гранитных плитах площади из цветного гранита выложена мозаика — «Центр города Улан-Батор. Нулевая точка». От этой точки отсчитываются все расстояния в Монголии.
Экскурсия закончилась, можно было отправиться в отель и отдохнуть, потому что разница во времени давала о себе знать.
День второй
30 апреля 2017
Горхи Тэрэлж, пещера 100 лам, гора Черепаха и монастырь Арьяабал
На этот день была запланирована поездка в Национальный парк Горхи Тэрэлж. Он находится в 60 км от столицы.
Но сначала мы заехали к статуе Будды, которая находится прямо среди современных домов. Этот район считается одним из самых фешенебельных в Улан-Баторе.
Международный парк Будды был основан в столице Монголии в 2006 году, на юге района Хан-Уул. Здесь установлена статуя Будды Шакьямуни высотой в 23 м, а в деревянном павильоне, находится «колокол мира»
Традиционные удары в барабан. Обход вокруг статуи по часовой стрелке. Совершив все необходимые обряды, мы отправились в дальний путь.
Перед Национальным парком Горхи Тэрэлж мы должны были посетить монгольское ОБО. Речь, естественно, зашла о шаманизме.
Шаманизм — наиболее древняя религия монголов. По шаманским представлениям на небе обитают могущественные Тэнгрии – высшие божества. Божество-Создатель – Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ тэнгри) – «духовное начало». Религия «Вечного синего неба» на протяжении столетий до прихода буддизма оставалась верой монгольских племен.
Наталья долго рассказывала об особенностях этой религии и настойчиво предупреждала о том, что шаманов в процессе проведения церемонии нельзя фотографировать, а с места, где находится Обо, ничего нельзя брать с собой. Мы вежливо слушали, но не верили, что шаманы обладают силой, способной победить скептицизм западного человека.
Мы узнали, что места, где боги и духи действуют, выделяются как святое пространство. Здесь стоят простые алтари из дерева, камней и глины для жертвоприношений и молитв, столбы-сэргэ, а к веткам деревьев привязаны ленты. Сюда приезжают специально, для проведения обрядов. В таких местах со временем возникают большие обо. По местному обычаю, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа — эжина.
Каждая долина, каждая гора имеют своего духа или хозяина, который по-монгольски называется «сабдык». Хозяин горы или долины и есть сама гора или долина. Каждая местность — живое тело. Имена духов особо почитаемых священных гор и мест хранятся в тайне, не произносятся вслух без всякой надобности.
Прямо около дороги стояли пирамидки из веток, украшенные разноцветными тибетскими флажками. Перед одной из пирамидок шла шаманская церемония. Скорее всего, только что созданная монгольская семья обратилась за помощью к шаманке для укрепления дома и здоровья всех членов семьи. Группа вежливо фотографировала окрестности, и лишь Н.С. попробовал сфотографировать церемонию.
Мы отправились дальше. Рядом с еще одним ОБО расположились монгольские предприниматели с большими птицами: беркутом, грифом, ястребом.
С этими птицами можно было сфотографироваться. Никто не хотел пропустить этот аттракцион. Именно в этот момент фотоаппарат Н.С. перестал работать, и в дальнейшем все попытки его реанимировать оканчивались безрезультатно. Так сбылось предсказание Натальи о силе шаманского проклятья. Но это был еще не конец злоключений Н.С. с фототехникой…
Потом мы посмотрели на Пещеру 100 лам:
Полюбовавшись на нее, мы отправились на обед на турбазу “Гуру”. И снова мясо на первое, второе и десерт. Времени на турбазе было достаточно, чтобы померить национальную монгольскую одежду и вдоволь нафотографироваться.
Турбаза «Гуру»:
Затем нас ждала скала Черепаха. Эта скала, действительно напоминает черепаху, символ долголетия. Сюда люди приезжают со всех концов страны попросить здоровья себе и своим родным.
Завершающим моментом этого долгого и насыщенного дня стало посещение монастыря Арьяабал — центра медитации. Но сначала надо было подняться на гору и по 108 ступенькам, что было не так просто на высоте почти 2 000 метров.
День закончился в Улан-Баторе.
Этот памятник называется «Караван с чаем»:
Портрет Чингисхана на склоне горы Ум Толгой горной цепи Богдо уул появился в честь 800-летия Великого Монгольского государства, в 2006 г. Высота изображения — 240 метров!
День третий
1 мая 2017
Чингисхан и Монголия 13 века
С кем лучше всего отпраздновать незабвенный праздник Первомай? Конечно же, с Чингисханом!
В 55 км от Улан-Батора находится Мемориальный комплекс, посвященный этому легендарному монгольскому вождю. На этом самом месте, по устному преданию, Чингисхан нашел золотую плетку. Высота статуи — 40 м, без учёта 10-метрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана.
Внутри постамента расположены рестораны, галерея с картинами монгольских живописцев, музей. Тут можно увидеть двухметровый золотой кнут и огромный сапог монгольского завоевателя.
Пространство вокруг статуи предполагается занять 200-ми туристическими юртами, расположенными в форме монгольских родовых клейм для скота. Они должны составить обширный тематический парк, разделённый на шесть секций, посвящённых монгольскому быту XIII века: военную, ремесленную, шаманскую, книжную, ханскую и скотоводческую. Также предполагается обустроить поле для гольфа, искусственное озеро, театр на открытом воздухе. На возведение комплекса уже потрачено около 28 млрд.
На верху памятника устроена обзорная площадка. Наверх поднимаются на специальном лифте. — с головы лошади Чингисхана можно обозревать горы и долины и размышлять о степи, степном ветре, ушедших великих империях и бренности всего сущего.
«Уж так широка пустыня Монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчётны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава!» (Н.К. Рерих)
В общем, чувствуется небывалый размах. Особенно впечатлили конные статуи Воинов Чингисхана, которые установлены у подножья огромной статуи. Эти статуи с лицами современных, не самых бедных монголов. Оказывается, их можно заказать для себя, а потом выкупить. Какой прекрасный бизнес на тщеславии!
Вдоволь налюбовавшись прекрасными видами с площадки на гриве огромной лошади Чингисхана, мы отправились в туристический комплекс “13-ый век Монголии”.
Добраться до комплекса «Монголия 13 века» было не так просто! Только опытный водитель может найти дорогу без указателей, затерянную в степи. Наш водитель успешно справился с этой непростой задачей: монголы читают степь, как открытую книгу. Вдруг на горизонте показались несколько юрт, окруженных изгородью. Это была военная ставка.
Караульная ставка:
Там нас никто не ждал, чуть позднее подъехал патруль в национальных одеждах.
Осмотр юрт не занял много времени.
Вскоре мы уже обедали в ставке хана, прямо в ханской юрте.
Ставка хана:
Юрта повелителя окружена юртами жен, детей и приближенных к хану.
Перед юртой хана на 22 высоких шестах установлены символы монгольских племен обитавших в 13 веке на территории Монголии.
А еще в этот день мы увидели Ставку скотоводов, ремесленников, книжную ставку. Везде, где только было возможно, неутомимые путешественники фотографировались в национальной одежде.
Ставки расположены на удалении 1-3 километров друг от друга. Между ними пролегает грунтовая дорога.
Ставка шаманов:
Хан всегда имел при себе шамана, который помогал советами, предсказывал непогоду, победы и несчастья в семье или государстве и был самым приближенным человеком. Место для проведения шаманских ритуалов окружено заостренными деревянными кольями, направленными от центра площадки во все стороны. Всего 365 кольев (по числу дней в году).
Заостренные концы кольев защищают священное место от злых духов. Внутри круга на шестах расположены тотэмы всех кланов проживающих в средние века на территории Монголии. В центре священного круга расположено священное дерево украшенное шелковыми шарфами.
Ставка ремесленников:
А потом мы неожиданно увидели как по необъятной степи 90 юных монголов скачут на съемки художественного фильма:
Завораживающее зрелище!
Только к вечеру мы оказались в Улан Баторе.
День четвертый
2 мая 2017
Хустай и лошади Пржевальского
120 км пути отделяют Улан-Батор от Национального парка Хустай, где нас ожидала ночевка в юрте. Оставив вещи в гостинице и взяв только самое необходимое, мы отправились в дальний путь.
Дороги в Монголии не самые хорошие, большая часть может проходить просто по степи. По дороге скучать не приходилось. Наташа и Аюна рассказывали про обычаи монголов, про праздники, про питание, про историю.
Большой неожиданностью стала остановка в районе песчаных дюн. Так и осталось загадкой, как в степи образовалась настоящая дюна, ведь до пустыни Гоби еще очень далеко.
Но вот, наконец, и Хустай. Размещение в юртах было приятной неожиданностью. Кровати, застеленные свежим бельем, были вполне удобными. Единственным неудобством был общий туалет и душ, но один день это можно было пережить.
После обеда особо отважные отправились в степь на лошадях, остальные просто отдыхали.
Еще немного грунтовой дороги, и мы можем наблюдать за дикими лошадьми Пржевальского.
Нас сопровождал гид от Национального парка, который внимательно отслеживал наши перемещения, чтобы любопытные туристы не мешали диким животным. После ужина на лекции сотрудника национального парка, мы узнали еще много нового о лошадках и работе биологов.
Ночью регулярно просыпались от входа в юрту сотрудников базы, которые непрерывно топили углём маленькие печки, чтобы туристы не замерзли.
День пятый
3 мая 2017
Музейный день в Улан-Баторе: музей истории и культуры, музей Рериха и музей Дзанабадзара
Утро было просто чудесным. Хотелось непрерывно фотографировать степные просторы, горы и дороги, расходящиеся в разные стороны.
Впереди был музейный день в Улан-Баторе.
Первым был Государственный музей истории и культуры монголов от каменного века до наших дней.
Очень интересными были карты, показывающие реальные изменения в размерах монгольской империи во времена Чингисхана и витрины с потрясающими костюмами монголов в разные эпохи.
Предметы быта кочевников:
Экспонаты периода социализма:
После обеда в пафосном ресторане «Монголиас», мы отправились в музей Рериха, который оказался очень скромным.
В этом доме жил великий Николай Рерих. По пути своей дальней экспедиции вокруг Центральной Азии он приехал сначала в Монголию. Видимо Монголия ему очень понравилась, поэтому он остановился в Урге. В Урге он жил в этом доме в течение почти полугода, с 1926-1927 гг. Сейчас это один из самых старых домов, который сохранился в наши дни в Улан Баторе, и его чудом спасли от сноса.
Во дворе дома-музея установлена ступа (сделанная из утилизированного советского танка). Внутрь ступы были помещены статуя Будды, книги Н. К. Рериха «Шамбала», «Основы буддизма» Е. И. Рерих, а также «Тибетские танки» Ю. Н. Рериха на монгольском.
Знак Знамени мира Н.Рериха:
В 2009 году дом был отреставрирован. Музей состоит из шести комнат, в которых размещаются репродукции рериховских картин и творческие работы, картины и скульптуры, собранные Монгольским обществом Рерихов.
Экспозиция показалась нам невнятной. Смотритель музея – очень доброжелательная дама, которая, однако, не смогла увлечь экскурсантов.
Слева — репродукция картины Николая Рериха «Тангла. Песнь о Шамбале» (оригинал — в московском музее Востока).
Знак Триединства, который был предложен Рерихом как Знак Знамени Мира:
Работы Святослава Николаевича Рериха (репродукции): «Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье и портрет Елены Ивановны Рерих
Во дворе дома-музея стоит юрта, в которой живёт семья человека, охраняющего дом.
Во дворе музея установлен Белый камень (совсем как на картине Рериха): это Конь счастья, Белый Конь Эрдени Мори, несущий Сокровище Мира — чинтамани.
Зато у нас осталось время на интереснейший Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара (1635 — 1723 гг.), выдающегося скульптора и основателя монгольской портретной живописи. В настоящее время в фондах музея хранится более 18 тысяч экспонатов. Постоянные выставки посвящены жизни и творчеству Дзанабадзара, раннесредневековому искусству, танка (религиозной живописи), аппликации, монголо-тибетскому книгопечатанию и т.д. Это самое большое хранилище монгольского искусства в мире.
Последний вечер в Улан-Баторе каждый провел по своему желанию.
День шестой
4 мая 2017
Бишкек
После завтрака мы отправились в аэропорт Чингисхана.
Там мы тепло попрощались с нашими новыми монгольскими друзьями и в 12:05, рейсом «Турецких авиалиний» вылетели в Бишкек (Киргизия).
«Турецкие авиалинии» были, впрочем как и всегда, — безукоризненны. Уже через 4 часа мы были в столице Киргизии – Бишкеке. В Бишкеке было уже настоящее лето. Температура выше +20 градусов, большие зеленые листья на деревьях. Все ждали красных маков, но их не было. Зато сразу же была обзорная экскурсия по Бишкеку с новым гидом Александром и водителей Исой.
Памятник герою национального эпоса Манас на площади Ала-Тоо. Манас считается символом нации. Высота бронзового памятника вместе с постаментом — более 17 м.
Мы прогулялись до Белого дома, к памятнику, посвященному событиям 2010 года. Саша старался очень аккуратно давать оценку революционным событиям того времени.
Монумент представляет собой экспозицию из двух камней: черного и белого. На стыке двух камней люди отталкивают черный камень. Монумент символизирует победу добра над злом, светлого над темным.
В Бишкеке очень много старых памятников, сохранившихся с советского времени. Мы увидели несколько памятников Ленину, памятник Карлу Маркс и Фридриху Энгельсу.
Вокруг почти все говорили на русском языке. Сложилось полное ощущение, что мы — в Советском Союзе.
Парк им. Панфилова, Дубовый парк, памятник киргизской героине Курманджан Датке и, конечно, героям эпоса Манас — всё это мы увидели на обзорной экскурсии.
Памятник И.В.Панфилову:
Памятник киргизской героине Курманджан Датке в Дубовом парке и памятник Айтматову:
Граффити Бишкека:
Слегка ошеломленные жаркой погодой после ветреных степей Монголии и обилием новой информации, мы разместились в отеле Golden Tulip.
На рынке Бишкека:
День седьмой
5 мая 2017
«Могила отцов» и ущелье Ала-Арча
На второй день пребывания в Киргизии мы должны были увидеть знаменитое ущелье Ала Арча.
Но по пути у нас были объекты, пропустить которые не представлялось возможным.
Это четыре памятных места, объединённых в один мемориальный комплекс: памятник героям революции 2010 года, могила Чингиза Айтматова, памятник, посвящённый подавлению восстанию киргизов в 1916 году, а также музей и памятник погибшим во времена сталинских репрессий.
Особенно сильное впечатление производил пронзительный музей репрессированных.
Жизнь человека и судьба его семьи решалась на основе трёх маленьких бумажек: донос, анкета арестованного, приговор. Ни о каком суде речи не было. 137 человек, убитых в 1938 без суда и следствия и сброшенных в яму… Потом это захоронение было случайно обнаружено в 1991, а среди погибших был отец Чингиза Айтматова, Торекул.
Национальный историко-мемориальный комплекс в селе Чон-Таш назван – Ата-Бейит, «Могила отцов». Так назвал это место Чингиз Айтматов.
Музей репрессированных в 1930-х:
Само место очень красиво расположено у подножья заснеженных гор, среди зелёных в это время года лугов.
Место захоронения Ч. Айтматова:
Мемориал памяти жертвам трагических событий восстания «Уркун» в Кыргызстане в 1916 году.
Пустые стремена – символ погибших всадников.
А затем мы отправились в ущелье Ала-Арча. В переводе это означает «пестрый можжевельник «. Можжевельника здесь действительно очень много, он растёт по берегам горной речки и поднимается по отрогам гор.
Наша группа разделилась на две части. Более спортивные стали подниматься по крутой тропе, чтобы увидеть панораму ущелья, а менее спортивные прошли 2 км по асфальтовой дороге. Все надышались горным чистым воздухом и насмотрелись горных красот.
Потом нас накормили вкусным шашлыком и отправили в обратный путь.
Мавзолей Байтык Баатыра, расположенный на простом сельском кладбище — последний в этот день пункт программы- не произвёл сильного впечатления. Хотя сам этот персонаж — национальный герой Кыргызстана.
Дань уважения была отдана, и мы отправились в Бишкек, где каждый провёл вечер по своему усмотрению.
Рынок Бишкека:
Скульптурный Комплекс Манас перед входом в Национальную филармонию Бишкека. 6-метровая фигура Манаса, скачущего на коне и убивающего дракона. Слева от центральной фигуры изображена Каныкей — жена Манаса. Вокруг композиции установлены гранитные бюсты великим сказителям эпоса.
День восьмой
6 мая 2017
Башня Бурана, петроглифы музея Чолпон-Ата и озеро Иссык Куль
В Киргизии главные достопримечательности – природные, а исторических и архитектурных – гораздо меньше. Здесь великолепная природа, фантастические горы Тянь Шань, и, конечно, всемирно известное озеро Иссык Куль. Наш путь лежал к северному берегу этого озера.
Но первым в программе дня было посещение археологического комплекса Бурана вблизи города Токмок.
Историки полагают, что здесь находился цветущий средневековый город Баласагун, столица государства Караханидов (940-1212 гг.). В 1219 году город был захвачен монголами, а к XIV в. и вовсе перестал существовать. Только огромная башня Бурана, руины крепостей и стен, фрагменты водопровода и предметы быта свидетельствуют о былом величии ушедшей столицы.
Рядом с башней находятся курганы и старинное кладбище с интересными надгробьями.
Мельничные жернова:
Везде мы встречались с большим количеством детских экскурсионных групп, потому что эти дни были выходными, в Киргизии праздновали День Конституции.
После экскурсии мы заехали в город Токмок и пообедали у местной жительницы тёти Марины. Здесь вообще очень распространено посещение, так называемых, «гостевых домов», где кормят и берут на ночлег туристов. Это возможность дополнительного, а иногда и основного заработка для местного населения.
Нас ждали петроглифы музея Чолпон-Ата.
Курортный городок Чолпон-Ата расположился в центральной части северного побережья Иссык-Куля. Раньше на месте города было небольшое поселение, через которое проходил один из маршрутов Великого Шёлкового Пути.
На территории музея Чолпон-Аты (площадь которого составляет 42 га), можно увидеть более 1 000 камней с рисунками, а также древние захоронения, останки поселений, каменные круги и руины стен. Особый интерес представляют петроглифы – высеченные на камне рисунки.
На камнях изображены разные животные, обитавшие в здешних краях: козлы, архары, лошади, верблюды, собаки; реже – рисунки оленей, быков, волков, барсов. Также на петроглифах запечатлены сюжеты из жизни и быта людей, в древности населявших эту местность.
Северное побережье Иссык Куля раньше было очень известной всесоюзной курортной зоной. Чистая вода озера, микроклимат, похожий на морской, купальный сезон, длящийся с мая по октябрь — все это привлекало и привлекает туристов. К сожалению, денег в стране мало, а инвестиции в курортные районы незначительны, поэтому мы часто видели разрушенные гостиницы и санатории советского периода и немного новых современных отелей.
Наконец, мы доехали до пансионата Karven на берегу озера. Мы поужинали в ресторане и отправились отдыхать.
День девятый
7 мая 2017
Каракол: Музей Пржевальского и Каракольское ущелье
Наш путь лежал на восток – к городу Каракол. Город Каракол расположился в 12 км от Иссык-Куля, у подножия хребта Терскей-Алатоо. Его построили казаки в 1869 году: тут, на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию, располагался гарнизон. Город назвали по по имени протекающей тут реки. В 1889 года по повелению царя город Каракол, Семиреченской области, был переименован в Пржевальск, «для увековечения в Средней Азии памяти Николая Михаиловича Пржевальского». В 1922 году городу было возвращено название Каракол.
Мемориальный комплекс Н.М.Пржевальского оставил самое приятное впечатление. Во-первых, у нас был прекрасный гид. Она блестяще провела экскурсию. Во-вторых, сама экспозиция музея была совсем не пыльно-скучной, а очень живой и интересной. Стала понятной роль великого путешественника в открытии Центральной Азии.
Конечно, мы побывали и на могиле Николая Михайловича и сфотографировались у памятника по проекту генерала А.А.Бильдерлинга.
После вкусного обеда в кафе города мы посмотрели Дунганскую мечеть, выполненную в лучших традициях китайского зодчества. Дунгане — беженцы мусульмане из Китая, и сейчас их довольно много проживает в Караколе и ближних к нему деревнях.
Троицкую православную церковь мы осматривали под проливным дождем.
Впереди еще ждала поездка на вахтовой машине в Каракольское ущелье. Так — на вахтовой машине — мы ещё не путешествовали!
Не все отважились на это приключение. Но оно полностью оправдало ожидания. Не смотря на дождь, который, впрочем, скоро закончился, красота Каракольского ущелья никого не оставила равнодушным.
Мы ночевали в отеле GrinYard. Были там и еще группы из Голландии, Чехии. Город Каракол рассматривается как база горнолыжного туризма. Здесь много гостевых домов, магазинчиков и кафе для горнолыжников и альпинистов.
День десятый
8 мая 2017
Ущелье Джеты Огуз
В этот день наш путь лежал в ущелье Джеты Огуз – «Скалы Семи Быков». Это необыкновенно живописное ущелье с красными песчаными образованиями, покрытыми еловыми лесами.
Южный берег озера Иссык Куль кажется гораздо боле заброшенным, чем северный. Пансионаты советского времени зияют выбитыми окнами, новых практически не видно, да и дорога совсем плохая. Здесь, на берегу чистой горной реки, находится санаторий, где в свое время отдыхали и Юрий Гагарин, и Леонид Брежнев. Санаторий и сейчас действует, но выглядит абсолютно заброшенным.
При въезде в ущелье находится одно из самых романтичных мест для влюбленных – скала “Разбитое сердце”. Наш гид Саша рассказал, что большинство камешков, которые здесь можно подобрать, имеют форму сердечка.
Затем мы направились в каньон “Сказка”. Водитель Иса мастерски провел автобус по бездорожью и мы получили возможность побродить по каньону, состоящему из песка и красной глины.
Каньон сформировался миллионы лет назад под водой озера Иссык Куль. Погода была солнечная, и красный цвет каньона переливался различными оттенками.
Очередной обед по пути в гостевом доме в деревне Боконбаево был выше всяких похвал. Во всех дворах цвели яблони, вишни, персики, сливы. Всё это создавало очень светлое настроение. В некоторых селах около памятников, посвященных Великой Отечественной войне проходили торжественные школьные линейки. Все готовились встретить День Победы.
Одним из развлечений, которые ожидают туристов в Кыргызстане – это демонстрация охоты с беркутом.
Сначала охотник- беркучи вместе с молодой женой приехал на своей машине в небольшое ущелье. Здесь он выгрузил жену и двух беркутов.
Беркут – это одна из самых больших хищных птиц на территории Центральной Азии. Охотятся с ней в основном на пушных и хищных зверей – зайцев, сурков, лис, волков, рысей. Беркут может даже атаковать молодого оленя или архара.
Наши беркутихи (а для охоты используют только самок) сидели на заранее подготовленных жердочках с шапочками, прикрывающими глаза.
Нам показали охоту на лису (в виде шкуры) и на живого кролика. Беркучи взбирался на небольшую горку, запускал беркута, беркут моментально ориентировался и устремлялся к добыче. Одно мгновение – и птица большущими когтями вцепляется в жертву. Охотник, подоспев, забирал добычу, а беркуту вручал сырое мясо. Одна беркутиха была уже хорошо натаскана, и легко справилась с задачей. Вторая находилась еще в процессе дрессировки, с ней охотник отрабатывал подлет и посадку на руку по свистку. Все зрелище было необыкновенно захватывающим.
Вечером мы доехали до деревни Кочкор и остановились на ночевку в гостевом доме.
День одиннадцатый
9 мая 2017
День Победы
Утром нам открыли магазин местных сувениров, который напоминал пещеру Али Бабы. Очень много разнообразных валеных изделий, старых и новых вышивок, шкуры животных, старая металлическая посуда. Просто рай для любителей сувениров!
А затем улыбчивая Фатима показала, как делаются шырдаки — ковры из войлока, без которых не обходится ни один киргизский дом.
За забором дома, где мы изучали правила изготовления войлока, тем временем, шла праздничная демонстрация.
Мы отправились в Бишкек, но по пути остановились, чтобы пропустить Бессмертный полк жителей села Кочкор. Это было очень трогательное зрелище. Вообще в этот солнечный день было много трогательного.
За обеденным столом мы говорили слова благодарности прекрасному гиду Александру и суперпрофессионалу Исе. Они сделали всё возможное, чтобы Киргизия осталась для нас светлым воспоминанием.
Нас ждала живописная дорога в Бишкек:
Уже в Бишкеке на заправке «Газпрома» мы увидели духовой оркестр в парадной форме, исполнявший песни и марши военных лет. И это снова было очень трогательно.
Ну а потом мы побывали на площади Победы в Бишкеке. Три изогнутых дуги представляют юрту, в ней — статуя кыргызской женщины. Она стоит под тундуком в форме похоронного венка у вечного огня, ждет того, кто никогда не вернется домой с фронта.
Две другие композиции: бойцы, несущие разобранный пулемет (работа М.К. Аникушина) и бойцы с детьми, возвращающиеся с войны (работа Т.Садыкова).
Вечером каждый мог отпраздновать этот великий печальный день по своему желанию.
День двенадцатый
10 мая 2017
После завтрака в полюбившемся отеле Golden Tulip мы уехали в аэропорт, а потом улетели домой.
Таким было наше путешествие в Монголию и Киргизию в апреле — мае 2017 года. Спасибо, что дочитали до конца!
Если после прочтения этого фотоотчета у вас появилось желание путешествовать вместе с нами, звоните и пишите нам!