С 14 по 21 октября 2013 года состоялся наш авторский тур «Жемчужины Шелкового Пути: Узбекистан». Наш маршрут был таким: Хива — Бухара – Самарканд. Ниже — небольшой рассказ о том, как мы путешествовали по Средней Азии.
(с) Елена Слиозберг, 2013
1 день. 14/10/2013. Петербург — Ургенч — Хива
«Ас салам алейкум!» — именно такими словами приветствовал нас Узбекистан.
Мы прилетели в Ургенч очень поздно, в 23:35. К сожалению, ВИП-проход в аэропорту оказался невозможен из за ремонта, зато нам удалось в полной мере почувствовать крепкие плечи и локти наших новых узбекских друзей. Пройдя через все бюрократические формальности узбекской таможни, мы, наконец, оказались в автобусе, где и познакомились с нашими водителями – Фаридом, Акмалем и гидом Давроном. Уже через 30 минут мы были в Хиве и разместились в гостинице «Азия Хива».
2 день. 15/10/2013. Хива
Утром, когда появилась возможность разглядеть окрестности, мы убедились, что находимся прямо напротив Старого города, который и стал объектом нашего осмотра.
Мы прошли к основным воротам архитектурного комплекса Ичан кала.
Памятник великому Аль Хорезми, основателю алгебры.
В этот день в Узбекистане праздновала Курбан Байрам. В этот праздник положено резать баранов, раздавать милостыню, есть, пить и веселиться. Мы были свидетелями разделки бараньей туши прямо у стен крепости.
Мы увидели минарет Калта Минор. Ему предназначалось стать самым крупным в Средней Азии, если бы он был достроен.
Панорама Хивы с минарета Ислам Ходжа. Хива — город музей под открытым небом. Возраст его — более 2 500 лет…
Росписи дворца Таш Хаули потрясают воображение. Перед декоративным убранством медресе и мечетей Хивы мы каждый раз останавливались в полном восхищении. Очень быстро мы поняли, что все памятники Хивы напоминают орех. Вполне невзрачная кожура песчаного цвета, но стоит только войти во внутренний двор, как вашему взору предстает потрясающей красоты мозаики бирюзового, зеленого, желтого цветов — это и есть зернышко. Остается только поражаться фантазии древних мастеров, их умению радоваться жизни, понимать красоту жизни.
Знаменитый столб из Джума мечети:
Название Хивы образовалось от слов «Хейвах!» — «Чудо, а не вода». На экскурсии мы увидели тот самый колодец, вокруг которого вырос когда-то город. А потом увидели поближе — медресе Мухаммад Амин Хана, самое большое средневековое медресе во всей Средней Азии.
Нам довелось побывать на представлении канатоходцев. Все они — члены одной большой семьи. Особенно всех умилила маленькая девочка, которая абсолютно бесстрашно сидела на плечах своих старших братьев, а они шли по высоко натянутому канату.
Во дворе медресе Мухаммад Рахим Хана.
Валюта Узбекистана — сумы. Все время чувствовали себя миллионерами. Например, ужин стоит 35 000 сум, что соответствует 18$. На 1 000 сум сегодня в Узбекистане можно купить буханку хлеба.
После сытного обеда с шурпой и жареным лагманом, хотелось только одного — в гостиницу и спать. К сожалению, нам не удалось увидеть все, что было запланировано программой, помешала усталость. А вечером мы договорились встретится в гостевом доме, где для нас готовили ужин. Мы попробовали манты с тыквой и бараниной, плов. По ночным улицам при свете луны мы добрались до нашего дома.
3 день. 16/10/2013. Хива – Бухара
Мы рано позавтракали в гостинице и подготовились к долгому переезду в Бухару (456 км). Мы должны были проехать через пустыню Кызылкум, что означает «Красные пески» (а Каракум, кстати — «Черные пески»).
Наша первая остановка была — панорама великой среднеазиатской реки Амударьи. Стоя на высоком берегу, можно было увидеть соседний Таджикистан. Мы чувствовали себя настоящими караванщиками. Как в древности, технические остановки проходили «за барханами». Часть дороги построена китайской дорожной компанией и немецкой дорожной компанией. Ехать по таким дорогам — сплошное удовольствие. Ну а все другие части — жуткая тряска, как будто едешь на верблюде.
Остановка на обед была в настоящей придорожной чайхане, где наиболее смелые заказали шашлыки и шурпу. К вечеру мы добрались до Бухары и разместились прямо в самом центре, в гостинице «Девон Беги». Ночью некоторым приснились верблюды.
4 день. 17/10/2013. Бухара
Наша гостиница находилась в самом центре Бухары около ансамбля Ляби Хауз. Поэтому в этот день мы мало ездили и очень много ходили пешком.
На утреннем солнце ансамбль Ляби Хауз выглядит особенно красивым.
Рядом с ним находится памятник герою среднеазиатского фольклора — Ходже Насреддину. Все притчи о нем проникнуты чувством юмора и глубокой жизненной философии.
Экскурсия началась с осмотра медресе Чор Минор — «четыре минарета». Чор Минор производит впечатление полной гармонии. Медресе хорошо отреставрировано, тут можно подняться на 2 этаж, где раньше размещалась удивительно богатая библиотека.
Прямо напротив медресе находился обычный жилой дом, где нас приняли как всегда радушно. Большая узбекская семья торгует здесь халатами, сюзане, дисками с узбекской музыкой.
Следующим объектом нашей программы был Мавзолей Саманидов, который находится в парке, разбитом на месте древнего кладбища. В парке Саманидов работают мастера народных промыслов. Здесь можно купить чеканку, ковры, меховые шапки и другие сувениры.
В Узбекистане очень часто можно увидеть объекты, сохранившиеся из советского прошлого: форма Советской Армии, пособия по началу бизнеса 90-х г.г. прошлого века, автоматы газированной воды… А рядом со всем этим — древние мечети и медресе 16 и 18 веков…
По дороге к выходу из парка Саманидов, находился еще один интересный памятник древней Бухары, мавзолей Чашмаи Аюб — «источник Иова» 14 века постройки. Мы набрали воды из святого источника.
Следующий пункт — мечеть Боло-Хауз (1712 г.) на площади Регистан. Эта мечеть со стройными резными столбами и пололками удивительной красоты также известна как Мечеть сорока колонн. Именно 40 шагов совершал эмир Бухары, следуя из своей резиденции в эту мечеть на полуденную молитву.
Мулла мечети Боло-Хауз рассказал нам подробно о своем хадже в Мекку.
Самый древний памятник Бухары — крепость Арк на площади Регистан. Это цитадель и резиденция бухарских правителей. Археологи говорят о том, что Арк была возведена в III веке до нашей эры! Внутри крепости — большой комплекс зданий. Сохранилась мечеть Чильдухтарон, с которой связана легенда о 40 девушках, замученных и брошенных в колодец. К сожалению, почти все деревянные здания, которые располагались внутри Арка, выгорели при пожаре 1920 г…
В этот день мы обедали в гостевом доме. Нас покормили очень вкусными пирожками с мясом — самсой и потрясающе вкусным бухарским пловом, который был приготовлен во дворе дома в огромном казане.
Пои-Калон — следующий пункт нашего внимания, древнее историческое место. Комплекс Пои Калон формирует «тот самый» силуэт Бухары. В переводе название означает «подножие Великого». Имеется в виду подножие великого минарета Калон, гигантской башни, построенной в 1127 году. Эта громадина за почти 900 лет ни разу не ремонтировалась. Рассмотреть минарет получше нам, как всегда, помог зум на фотоаппарате.
Рядом с минаретом находится здание соборной мечети Калон 1514 года. Она вмещала до 12 тысяч человек.
Напротив мечети находится медресе Мири Араб. Строительство медресе приписывается шейху Абдаллаху Йамани. Медресе Мири Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.
Двор Медресе Мири Араб с усыпальницей Хана Убайдуллы и Мири Араба.
В свое время медресе Мири Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР.
В Средние века Бухара была крупным торговым и ремесленным центром Центральной Азии. Именно тут проходил Великий Шелковый Путь. Караваны в те времена перевозили большие ценности. Базары Бухары были и местом торговли и зрелищ, и местом деловых встреч. Знаменитые крытые «токи» — купола базаров были построены в XVI веке. Это своеобразный символ города.
Мы увидели один из самых крупнейших из сохранившихся — Токи заргарон, купол ювелиров. Тут были мастерские и магазины.
Сегодня на базаре Бухары можно купить невероятной красоты шелковые ковры, вышивку сюзане, знаменитую узбекскую керамическую посуду с тонким орнаментом. Каждому здесь нашлось занятие по вкусу и кошельку.
5 день. 18/10/2013. Бухара
В этот день нам предстояла экскурсионная программа в пригородах Бухары. Сначала мы посетили Мавзолей Бахоуддина Накшбанди (16-19 вв.), мемориал святого покровителя Бухары, великого богослова XIV века. Также на территории этого комплекса расположен Дахмаи Шохон (некрополь бухарских правителей) и две мечети. Посвящены они Музаффар-хану (XVI в.) и Хакиму Кушбеги. Дополняется комплекс минаретом и медресе. Неподалеку — обширный некрополь, это усыпальница бухарских правителей, особо почитавших великого шейха.
Особой святыней считается ствол древнего тутового дерева. По легенде оно выросло из посоха шейха Накшбанди.
Склеп с мраморной резной оградой — здесь захоронен Накшбанди.
Великий шейх Бахоуддин (1314-1389 гг.) — основатель знаменитого суфийского братства Накшбандия. В эту общину также входили такие известные поэты, как Навои и Джами. Мавзолей шейха был построен в 1544 году. Поклонение его могиле даже приравнивалось к совершению хаджа в Мекку. В 1993 году уникальный комплекс был отреставрирован.
Загородный дворец Ситораи Мохи-Хосса («дворец Звезды, похожей на Луну») расположился в 4 км от Бухары. Этот дворец принадлежал последним бухарским эмирам. Лучшие бухарские мастера строили его в период с 1912 по 1918 года. В его создании также принимали участие и двое русских инженеров – Сакович и Маргулис. В то время они состояли на службе у эмира.
Для оформления дворца из России были привезены люстры, мебель, голландские печи и зеркала. Стены дворца были украшены изящной резьбой, орнаментами и панно. С 1927 года в этом здании располагается музей.
Дворец — настоящая смесь архитектуры Европы, Исфахана (Ирана) и Бухары.
В глубине сада — изолированные помещения ханского гарема.
На территории продается удивительно красивая живопись в традиционном стиле. Можно даже понаблюдать за работой художника. Было очень интересно.
Наш следующий пункт — Некрополь Чор-Бакр («Четыре Брата») или «город мертвых» — он располагается в селении Сумитан. Чор-Бакр считается святым местом паломничества. Хоронить в этих местах начали в XVI в. после смерти в 970 г. прямого потомка Пророка Мухаммеда – шейха Абу-Бакра Саида.
В тенистом саду среди древних усыпальниц царят покой и гармония.
Во второй половине дня мы вернулись в район Ляби Хауз. И зашли в одну из старых синагог Бухары. Большинство бухарских евреев разъехались в Америку, Канаду, Израиль. Осталось всего лишь 250 семей. Синагога выглядела грустной и заброшенной.
На берегу Ляби Хауза находится одно из древнейших деревьев Бухары, которому, по преданию, более 1000 лет. А еще Бухара считается городом аистов. Фигура верблюда напоминает о том, что город был одним из центров Великого шелкового пути.
По дороге домой мы забрели в магазин марионеток. Невозможно было удержаться от покупок!
А вечером прямо в нашу гостиницу были доставлены соблазны для женщин: сюзане и вышитые халаты.
6 день. 19/10/2013. Бухара – Самарканд
После завтрака в гостинице мы отправились в Самарканд. Хотя дорога была всего 321 км, Даврон сказал, что она очень плохая. И это полностью оправдалось.
Нашей первой остановкой на пути была мастерская керамиста в городе Гиждуване. Это был большой узбекский дом, где мужчины занимаются гончарным мастерством, росписью и обжигом керамических изделий, а женщины — домашним хозяйством и уходом за детьми. В доме было очень много клеток с певчими птицами, ослик и бараны. Нам рассказали об особенностях гиждуванской керамики и провели в магазин, в котором купить хотелось абсолютно все.
Гиждуванские мастера используют особые краски из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную. В их состав входит даже зола от сухой верблюжьей колючки.
По дороге у нас было еще несколько остановок. Одна — у древней сардобы 14 века. Это сооружение, позволяющее сохранить в засушливом узбекском климате естественную воду. Через дорогу от сардобы находились руины одного из известнейшего караван сарая Шелкового пути.
Вместо барханов на этот раз для технической остановки использовали хлопковые поля. Наконец-то мы увидели вблизи, как растет хлопок и как выглядит хлопковая коробочка, а также семена, из которых делают хлопковое масло.
К вечеру мы прибыли в Самарканд и оказались в «эдеме Древнего Востока». Первое сильное потрясение вызвала огромная площадь Регистан в центре города. В комплекс Регистана входят три медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари. Построенные в 14-15 веках, эти красивые здания впечатляют, потрясают воображение. В полном восхищении мы бродили по площади Регистан.
В медресе Улугбека (1417-1420) установлен памятник знаменитому ученому, астроному, и его ученикам и последователям.
Задняя сторона медресе – мечеть-аудитория, по сторонам открытые арки, за которыми находятся худжр-кельи для обучавшихся студентов.
Медресе Шер-Дор (Обитель львов) построена в 17 веке. На фасаде — мозаики львов с растрепанной гривой, охотящихся на ланей, позади львов — солнце с желтыми лучами и человеческим лицом.
Медресе Тилля-Кори («Отделанная золотом») построено в 17 веке. В отделке стен и сводов — росписи «кундаль» с позолотой.
Вечером у нас был мастер-класс по изготовлению плова. Наконец-то у нас появилась возможность научить узбеков готовить плов. Но узбекский повар был абсолютно спокоен. Туристы приходят и уходят, а умение готовить плов по-самаркандски навсегда остается с ним.
7 день. 20/10/2013. Самарканд
Этот день должен был стать и стал завершающей точкой нашей поездки по Узбекистану.
Одним из приятных моментов был мастер-класс по росписи тыквочек. Такие тыквочки очень часто продаются как сувениры. В них можно хранить разнообразные специи. Все участники получили по одной высушенной тыкве, кисточки и краски и в течении 30 минут вспоминали детство. Как выяснилось, детство у всех было радостное.
Одним из ударных моментов любого путешествия конечно является посещение местного базара. Сиабский базар расположен на обширной площади перед мечетью Биби-Ханум (грандиозная соборная мечеть, главный храм государства Тимуридов) рядом с главными городскими воротами.
Конечно, мы полюбовались на Биби-Ханум.
Итак, Сиабский базар. Он является самым большим и самым древним базаром в городе. «Хуш келибсиз!», «Добро пожаловать» — так гостеприимно открываются ворота всех восточных базаров, готовые принять в свои радушные объятия полных экзотики и изобилия. Конечно же, всем хотелось привезти домой знаменитые самаркандские лепешки, сухофрукты, орехи, карамелизированный узбекский сахар. Как всегда, на базар не хватило времени.
Следующий важный пункт экскурсии — Мавзолей Гур-Эмир, “Могила царя”. Важнейший памятник средневековой мусульманской архитектуры и усыпальница династии Темуридов. Внутреннее оформление мавзолея очень впечатляет, позолоченный купол придает сюрреалистический вид.
Амир Темур (1336—1405) был не только великим эмиром, но и полководцем. Миру он больше известен как Тамерлан (что расшифровывается как «хромой Темур»). Именно он похоронен в этом мавзолее. Амир Темур умер в возрасте 69 лет во время амбициозного похода по завоеванию Китая династии Мин.
Купол мавзолея Гур-Эмир выполнен в мавританском стиле и покрыт позолотой. Надгробие могилы Темура было выполнено из цельного куска темного нефрита. Он считается одним из самых крупных в мире.
Недалеко от центра Самарканда находится Обсерватория Улугбека. Правитель Улугбек был выдающимся астрономом и астрологом. За пределами городских стен Самарканда на холме он возвел трехэтажную обсерваторию. В то время аналогов ей в мире не существовало. Улугбек составил карту звездного неба и звездный каталог. А также произвел измерения длины года. Они долгое время оставались самыми точными. Точнее измерения смог произвести только компьютер. В Европе даже публиковались его астрономические работы. Но после смерти Улугбека в 1449 году построенная им обсерватория была разрушена. Раскопки же начались аж в 1908 году. В наши дни в этом месте можно увидеть небольшой мемориальный музей, а также нижнюю часть обсерватории.
Потом мы отправились посетить другой мавзолей — мавзолей пророка Даниила. Это еще одно культовое место в Самарканде. Существует множество легенд, связанных с его мавзолеем. Согласно одной из них Темур из паломничества в Сузы привез мощи (а точнее руку) святого пророка Даниила. В связи с этим отдал приказ построить мавзолей. Другая легенда гласит о том, что могила из века в век росла и удлинялась, до тех пор, пока не достигла длины в 17 метров. Рядом с мавзолеем течет целебный источник.
Мы побывали на древнем городище Афросиаб: выжженные солнцем, покрытые песком холмы. И — непочатый край работы для археологов. Мы посетили Музей истории Самарканда, основанный на находках из археологических раскопок.
А потом — настоящим подарком этого тяжелого дня было посещение археологического комплекса Шах-и-Зинда (“улица гробниц”). Множество мавзолеев IX-XV веков украшены высокими порталами с резными каменными арками и красивой майоликой, а также голубыми куполами. Буйство красок, арабески, резьба и декор, прекрасная мозаика, изысканный вкус восточных мотивов – все это не поддается описанию.
8 день. 21/10/2013. Самарканд — Петербург
Рано утром мы улетали из Самарканда. Хотелось продлить путешествие еще хотя бы на один день, чтобы посмотреть этот город спокойнее и подробнее. Но увы, жизнь коротка, а процесс познания бесконечен.
Мы приехали в аэропорт, комфортно и быстро прошли все предполетные процедуры, и через 5 часов уже были дома.
Таким было наше путешествие в Узбекистан в октябре 2013 года. Спасибо, что дочитали до конца!